В записи обсудим несколько глобальных моментов в рамках тега эра фрс и несколько локальных моментов, являющихся достаточно индикативными для глобальных процессов, которые изменят буквально все сферы нашей жизни (а не только экономическую парадигму) в 2020-ых годах.
Первое, что хотелось бы, это еще раз вернуться к тем 7 этапам происходящего в этом году, которые мы выделили, глядя чуть со стороны на события, в конце записи Тренды, фундаментальное и глобальное будущее. В них красной нитью проходят новые и наиболее ярки тренды ближайших десятилетий: циклический кризис, новая экономика (парадигма), цифровизация, экология.
Еще в 2019 году мы с вами отмечали негативную динамику ряда индикаторов, которые говорили о кризисных явлениях американской экономики и мировой экономики в целом, хотя официальная статистика национальных органов, как бы это помягче сказать, сглаживала происходящее. Однако, сами в т.ч. «монетарные» чиновники видели реальную картину — и в 2020 году под информационным поводом пандемии и карантина накинули на мир еще и покрывало QE, залив экономики деньгами. Таким образом эпидемия covid-19 помогла решить сразу три задачи:
- спасение «точек напряжения» — тех частей / участников глобальной экономики, «выход из строя» которых сулит более серьезные проблемы всей мировой экономике (например, как строительство дает мультипликативный эффект / скачок сразу всей экономике за счет роста в большом количестве также «тяжелых» сопредельных отраслей и т.д.);
- генерация и (самое главное) одобрение элитами и электоратом значительной денежной массы, часть которой в дальнейшем уходит в качестве инвестиций в низкомаржинальные / убыточные отрасли будущего, которые не получали должного развития в большей степени из-за лоббистов текущих промышленных тяжеловесов (и их акционеров со стороны финансового сектора);
- выход на решение экологических проблем через ограничение потребления, а значит, выбросов углеродов.
Если же мы вернемся еще чуть назад, то вспомним запись 2018 года Будущее финансовых рынков: «эра консерваторов», возможно, подходит к концу. Там мы говорили о том, что глобальные крупнейшие фонды, которые аккумулировали в себе и управляют значительной частью мирового долга, чувствуют себя прямо-таки не очень хорошо. Еще хуже то, что политика снижения процентных ставок наносит двойной удар по гигантам, управляющим триллионами долларов долга, благодаря которому экономика формально (именно формально) растет в последние годы (ширма роста):
- само по себе снижение ставок это негатив для финансового сектора;
- снижение ставок (близко к нулевым) привело сейчас мир к ситуации, когда крупные участники фондового рынка (под давлением клиентов и падающих оценок будущих доходностей в финансовых моделях), в том числе пенсионные фонды начинают смотреть по сторонам, понимая, что «надо что-то делать», «нужна доходность».
Такая ситуация со ставками (а снижают их для стимулирования экономической деятельности, чтобы перезапустить маховик экономики, вынудить экономических участников кредитовать, кредитоваться, вкладывать в развитие) приводит к тому, что рынок долговых инструментов в какой-то момент может начать испытывать резкий отток (не обязательно прямой, а за счет снижения доли денег уходящих в долговой рынок, нежели в долевой / акций) капитала. То есть усиление интереса / приток в рынки акций со стороны консервативных и очень крупных институционалов.
В той записи 2018 года мы отмечали, что, например, акции крупнейшего фонда мира и в целом крупнейшего в мире частного (хотя, уже, наверное, квази-государственного) «механизма» управления долговым рынком — BlackRock и его системы Aladdin — начали испытывать давление / разочарование со стороны акционеров. Акции не могли выйти в рост и обновить максимумы больше 2 лет. А тут раз — covid-19 / пандемия — QE (прежде всего выкуп долгов) — и вот уже позитивное движение в акциях того же BlackRock, импульсы на объемах, после которых и весь рынок возвращается к росту и уже двигается почти безоткатно (при этом динамика BLK значительно лучше, чем у большинства представителей финсектора в широком смысле (и в узком тоже)):
Что мы видим дальше? Дальше приходит Д. Байден. И с новой администрацией нужны новые меры поддержки экономики. Зачем? Большинство задается вопросом «Зачем?», прежде всего, глядя на фондовый рынок, который на фоне «кризиса» бьет исторические рекорды. Оказывается, вот зачем:
В ООН дали катастрофический прогноз на 2021 год. Следующий год пройдет под знаком гуманитарной катастрофы, которую вызвала пандемия коронавирусной инфекции. Об этом заявил директор Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН Дэвид Бизли на специальной сессии Генассамблеи организации.
«Из-за коронавируса число людей, буквально стоящих на пороге голодной смерти, выросло до 270 млн. Судя по тому, что мы видим сейчас, 2021 год будет буквально катастрофическим», — предупредил Бизли.
Директор продовольственной программы заявил, что предотвратить гуманитарную катастрофу мешает отсутствие средств: мировое сообщество потратило необходимые для этого $19 трлн на борьбу с пандемией, и в следующем году, вероятнее всего, столько собрать не удастся.
«Идет экономический спад, а потребности увеличились вдвое. В следующем году мы не сможем дать достаточное финансирование всему. Поэтому мы должны сосредоточиться на борьбе с дестабилизацией, голодом и миграцией», — добавил Бизли. (с) https://www.rbc.ru/society/04/12/2020/5fca71b59a79470a6813fb3e
Манипулирование со стороны наднациональных органов в чистом виде (ООН в этом году в ударе). Наняли лоббистов — которые сейчас начнут выкручивать руки, вымаливая и выдавливая из мира следующий этап QE / экономической «помощи экономике». По сути, сегодня мы видим, как создают информационный фон для будущих эмиссий.
Чистое манипулирование. Во-первых, в выступлении речь о всего 3% населения, а подается как «крах-крах» (это и есть способ вызвать эмоции у широких масс, чтобы они закрыли глаза на дальнейшие действия — печать денег). Почему 3% «умирающих» не должны вызывать желания им помочь? Должны. Проблема в том, что это те «умирающие», которые находятся на грани голодной смерти уже долгие годы, и их состояние никак не связано с пандемией и карантином. Помогать им нужно было всегда. Другая категория условно «голодающих», это, например, российские пенсионеры, которых задавили в тисках низких пенсий и растущих цен на продукты и лекарства. Но им помогать никто не будет, сколько бы триллионов долларов не напечатали там или тут. Так что, еще раз, это просто манипулирование в виде оральных интервенций. И таких «истерик» будет всё больше.
Во-вторых, в этом году мы все видим, как во многих странах рекордно выросла стоимость недвижимости, везде бум на фондовых рынках … население скупает всё … денег у населения, давайте говорить честно, оказалось очень и очень много. И откуда-то постоянно идет реклама: «вы нас уничтожили пандемией, у нас не осталось денег, дайте денег«.
Даже в бедной России (про другие страны даже говорить смешно) не просто разогнали цены на недвижимость (в рублях (а не валюте) и в основном в низкокачественных секторах), не просто бум на авторынке, не просто появились и начали продаваться очереди на квартиры и автомобили, не просто спылесосили весь вторичный рынок ликвидных авто, уменьшив время экспозиции объектов в десятки (в десятки!) раз — сервисные услуги, включая какую-то банальную нишевую рекламу, — всё подорожало.
Возможно, это не видно со стороны или наверху, но зато отлично чувствуется, как косты бизнесов растут на фоне падения качества оказания тех же услуг этим бизнесам со более мелких стороны партнеров / подрядчиков (причем, интересно, что менее качественные исполнители наращивают ценник значительно быстрее). Обратная инфляция расходов. Сколько ее смогут сдерживать бизнесы (а по своему кругу общения я пока вижу именно попытки удерживать свои собственные ценники, снижая свою маржинальность), не передавая в той же мере в розницу / на конечного покупателя (или не снижая качество), сложно сказать. Но на фоне еще одного этапа падения доходов и роста безработицы мы всё равно увидим импульс в инфляции. «Ножницы» в 2021 году нам снова придется увидеть.
Скрытая инфляция будет ползти по миру даже на фоне падения ставок до нуля. А каждый следующий этап QE усиливать потенциал разрыва между заинтересантами QE и всеми остальными. Но противников у этого процесса более чем. Поэтому с каждым полугодием, на мой взгляд, мы будем видеть усиление борьбы между группами элит, которые поддерживают продолжение развития (точнее, движение в тупик) по текущей экономической модели (это когда ФРС формирует повестку: когда растем (в основном виртуально), а когда падаем (в реальной экономике, без учета инфляции, в основном уже всегда в последние годы, кроме, может быть, Китая)), и которые видят другой путь.
Высокая волатильность рынков, резкие секторальные изменения настроений — это то, что мы будем видеть в ближайшие годы. Для спекулянтов это рай.
Интересно, что тон будут задавать не только ФРС США и другие национальные банки, а также их визави среди элит, видящих другой путь развития, но и сами люди — население в широком смысле, которое будет подобно «робинхудовцам«, которые бегают друг за другом из акции / отрасли в акцию / отрасль, — создавать сверх-спрос и поводы для коррекции в той или нише / отрасли резкими изменениями настроений, пытаясь пристроить «жгущие карман» деньги, как делало весь этот год, пока металось между IT-акциями, недвижкой, прыгая в конце года на базовые секторы, и снова залетая в IT-секторы, слушая, как «диктор» рассказывает о новой волне коронавируса, а значит, предстоящем росте FAANG.
Манипулирование со стороны ньюсмейкеров / генераторов трендов будет усиливаться. Роль СМИ будет расти. Причем в негативном смысле. Будет больше полуправды и откровенной лжи, с помощью которой людей будут кидать то на одну амбразуру, то на другую, заставляя в панике скупать те или иные активы.
И Россия тут не исключение. Смотришь на ноябрь и его цифры и понимаешь, сколько на самом деле денег у тех людей, которые больше всех в соцсетях кричат, какой нехороший Путин в его экономической политике, карантинах и остановке бизнеса:
В ноябре Сбербанк столкнулся с новым оттоком средств с рублевых депозитов физлиц: остатки на этих счетах сократились на 101,1 млрд руб. (-1,2% по сравнению с октябрем), следует из его отчетности по РСБУ на 1 декабря. Такого не было с кризиса 2014 года. (с) https://www.rbc.ru/finances/07/12/2020/5fcdf9c59a7947e0d019b930
Низкие ставки не устроили. Высокие — уже тоже (-30% от годового притока):
В ноябре физические лица продали акций российских компаний, обращающихся на Мосбирже, на 115,7 млрд рублей. Наибольший отток произошел на неделе с 9 по 13 ноября и составил 84,8 млрд рублей. Совокупный приток за последние 12 месяцев составил 292,8 млрд рулей. (с) Мосбиржа.
Вот так освободили несколько сотен миллиардов рублей за ноябрь. Куда они пойдут, какой отрасли повезет — как вы думаете?
... продолжение / оригинал записи Вы можете прочитать на нашем новом сайте по ссылке https://ecworld.fund/chistaya-emissiya-gryaznymi-rukami/
Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, получать больше полезной информации, разобраться, когда выгоднее покупать валюту, акции, золото или нефть, а когда необходимо от них избавляться, если Вы хотите научиться эффективно управлять Вашим капиталом / сбережениями, опережая инфляцию, то обязательно присоединяйтесь к чтению скрытых записей нашего сайта ECWORLD.FUND по ссылке._
Не забудьте подписаться на телеграм-канал https://t.me/ecworld, чтобы оперативнее получать уведомления о новых записях на сайте — заходите и нажимайте внизу канала кнопку JOIN.