Найти в Дзене

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Существует несколько теорий, объясняющих феномен БСП. А.М. Пешковский не выделял их как особое образование, а рассматривал как редуцированную форму союзных.

Рыхлый снег лежал на крышах, [и] ветер сдувал его вниз.

Вторая точка зрения представлена в некоторых современных учебниках: БСП - абсолютно самостоятельное явление. Довод здесь такой: нет абсолютной симметрии между БСП и ССП, в БСП можно вставить сразу несколько союзов (а, и, но и т.д.). Существуют такие типы БСП, которые не имеют параллелей среди союзных. Можно выделить 2 типа таких предложений:

1 тип.

Татьяна обернулась: медведь стоял за ней.

По-видимому, из первой части исчезло сочетание слов «и увидела, что…». Этот тип БСП образуется, как правило из изъяснительных СПП.

2 тип.

Есть такие люди: они предпочитают отдавать жизнь общему благу.

Однако эти типы все-таки выходят из союзных предложений.

Третья теория предполагает, что БСП сильнее всего связаны не с предложением, а с текстом, то есть с совокупностью простых предложений.

Традиционно в вузовском и школьном курсах синтаксиса БСП рассматривается как отдельный тип.

Классификация БСП - вопрос еще недостаточно разработанный. Можно предложить такую модель:

1) Мы выясняем, относится ли БСП к одному из основных типов: предложения однородного состава и неоднородного.

БСП однородного состава включают сходные в семантическом отношении простые, объединенные отношениями «чистого» соединения (одновременность, последовательность).

БСП неоднородного состава включают предложения, разные в семантическом отношении, объединенные отношениями импликации.

2) Вторым этапом анализа БСП следует считать установление конкретных отношений между частями.

3) Самым ярким формальным показателем БСП в устной речи является интонация, а в письменной - знаки препинания.

, ; - одновременность, последовательность. ; - когда внутри отделяемого блока уже есть свои знаки препинания.

[ ]:[ ] - причинные отношения, можно вставить «потому что».

Он пришел домой рано: уроки отменили.

[ ]:[ ] - распространение, уточнение, можно вставить «а именно». Второе предложение распространяет и уточняет содержание первого.

Я надела шубу два раза: вчера и на прошлой неделе.

[ ]:[ ] - отношения изъяснительные, а в главной части пропущен элемент типа «увидел, что».

Он подошел к окну: бегали дети.

[ ] - [ ] - комментирование.

Я поступила на филфак - всегда любила литературу.

[ ] - [ ] - быстрая смена событий.

Татьяна в лес - медведь за нею.

[ ] - [ ] противопоставление/сопоставление, можно вставить союз «а».

В огороде бузина - в Киеве дядька.