Существует несколько теорий, объясняющих феномен БСП. А.М. Пешковский не выделял их как особое образование, а рассматривал как редуцированную форму союзных.
Рыхлый снег лежал на крышах, [и] ветер сдувал его вниз.
Вторая точка зрения представлена в некоторых современных учебниках: БСП - абсолютно самостоятельное явление. Довод здесь такой: нет абсолютной симметрии между БСП и ССП, в БСП можно вставить сразу несколько союзов (а, и, но и т.д.). Существуют такие типы БСП, которые не имеют параллелей среди союзных. Можно выделить 2 типа таких предложений:
1 тип.
Татьяна обернулась: медведь стоял за ней.
По-видимому, из первой части исчезло сочетание слов «и увидела, что…». Этот тип БСП образуется, как правило из изъяснительных СПП.
2 тип.
Есть такие люди: они предпочитают отдавать жизнь общему благу.
Однако эти типы все-таки выходят из союзных предложений.
Третья теория предполагает, что БСП сильнее всего связаны не с предложением, а с текстом, то есть с совокупностью простых предложений.
Традиционно в вузовском и школьном курсах синтаксиса БСП рассматривается как отдельный тип.
Классификация БСП - вопрос еще недостаточно разработанный. Можно предложить такую модель:
1) Мы выясняем, относится ли БСП к одному из основных типов: предложения однородного состава и неоднородного.
БСП однородного состава включают сходные в семантическом отношении простые, объединенные отношениями «чистого» соединения (одновременность, последовательность).
БСП неоднородного состава включают предложения, разные в семантическом отношении, объединенные отношениями импликации.
2) Вторым этапом анализа БСП следует считать установление конкретных отношений между частями.
3) Самым ярким формальным показателем БСП в устной речи является интонация, а в письменной - знаки препинания.
, ; - одновременность, последовательность. ; - когда внутри отделяемого блока уже есть свои знаки препинания.
[ ]:[ ] - причинные отношения, можно вставить «потому что».
Он пришел домой рано: уроки отменили.
[ ]:[ ] - распространение, уточнение, можно вставить «а именно». Второе предложение распространяет и уточняет содержание первого.
Я надела шубу два раза: вчера и на прошлой неделе.
[ ]:[ ] - отношения изъяснительные, а в главной части пропущен элемент типа «увидел, что».
Он подошел к окну: бегали дети.
[ ] - [ ] - комментирование.
Я поступила на филфак - всегда любила литературу.
[ ] - [ ] - быстрая смена событий.
Татьяна в лес - медведь за нею.
[ ] - [ ] противопоставление/сопоставление, можно вставить союз «а».
В огороде бузина - в Киеве дядька.