Найти в Дзене
Рядовой Имярек

Последние слова летчиков-героев:"Гибнем за Родину, прощайте!"

Оглавление

В качестве предисловия

Эта статья - 3-я часть цикла статей и продолжение 1-й и 2-й публикации "Расследование гибели 8 бомбардировщиков ТБ-3 в небе под Бобруйском!", посвященных историческому мини-исследованию и описанию подвига наших мужественных летчиков из полка дальней бомбардировочной авиации в начальный период Великой Отечественной Войны. Ссылки на 2 предыдущие части статьи можно найти в конце.

События разворачиваются в первые дни начала Великой Отечественной Войны, в конце июня 1941 года, место действия - город Бобруйск, Белорусская СССР.

Дневник писателя

Роман и одноименный фильм К. Симонова "Живые и мертвые" вобрал в себя события 30 июня 41-го, описанные в военном дневнике писателя. Соответственно, этот дневник служит для нас первоисточником ценной информации. Давайте ее внимательно проанализируем. Ниже текст отрывка на 7 страницах из дневника К.Симонова (2 главы книги-дневника "Разные дни войны" изд. 1978 г.) с авторскими пометками.

Читать строго обязательно. Страницы в галерее ниже можно увеличить и листать:

Основные тезисы из прочитанного фрагмента дневниковых записей К.Симонова следующие:

  • 1). К.Симонов 30 июня являлся свидетелем 8 сбитых самолетов и 2 (3) немецких самолетов МЕ-109;
  • 2). К.Симонов доставил в госпиталь 6 раненных летчиков (2-х из одного сбитого самолета, 4 из другого);
  • 3). Имеем фамилию летчика и награду;
  • 4). Имеем примерную локацию события - шоссе Могилев - Бобруйск возле р. Олы;
  • 5). Типы самолетов ТБ-3 или ДБ-3Ф К.Симонов не мог точно знать, поскольку мог легко перепутать модификации и в суматохе не разобраться в разном кол-ве членов экипажа 4 в ДБ-3Ф (это первые 2 найденных летчика) и 8-м в ТБ-3 (4 летчика в поле +1 не найденный).

Во второй части расследования уже был приведен приказ №10 штаба ВВС Зап. Фронта поступивший 24.00 от 29.6.1941, публикую его ниже повторно. Обратите отдельное внимание на боевую задачу, поставленную 3-й АКДД (3-й авиационный корпус дальней бомбардировочной авиации), по этому авиа корпусу мы поднимем архивные данные и более детально изучим информацию ниже:

Фото лета 41-го в кадре немецкого объектива

Ниже будут представлены фотографии из альбома солдата зенитно-артиллерийского батальона 10-й танковой дивизии вермахта, визуально сопровождающие текст из дневника Симонова. Исторические фото-свидетельства запечатлели основные моменты трагедии июня-июля 1941 года.

Бомбардировщик СБ-2, аварийно приземлившийся в лесу (лето 1941)
Бомбардировщик СБ-2, аварийно приземлившийся в лесу (лето 1941)

Фото взяты по наводке одного из уважаемых читателей канала (Евгений Никитин) с сайта warhistory.livejournal.com. Утверждается, что фото продавались на интернет-аукционе eBay. Также утверждается, что переправа, наведенная немцами, скорее всего, на реке Березина (место района переправы на снимках - точно уже никому не известно). Черно-белые фото специально колоризированы для ощущения бОльшей реальности и передают атмосферу событий тех дней. Смотрим фото и читаем описания к фотографиям ниже:

Советских фотографий первых месяцев войны (особенно начального периода войны) - очень мало. Советская фото и кинохроника скудна или же полностью отсутствует, поскольку некому и некогда было снимать. Если и снимали, то - фронтовые корреспонденты. Снимали очень мало, да и то, в основном, для фронтовых газет со строгим цензурированием снимков. Возможность увидеть начало войны представляется, в основном, по материалам противоположной стороны. Обратимся за помощью к немецким материалам, коих теперь в избытке. Немцы вначале снимали все вокруг себя, как "забавное приключение"...до поры, до времени.

Ниже представлены уникальные немецкие фотоснимки, тематически и географически близко связанные с темой настоящей статьи, а возможно и полностью совпадающие:

Немецкое фото 5-ти звеньев советских [?] бомбардировщиков [ДБ-3Ф?] в районе Белоруссии, летом 1941 года.
Немецкое фото 5-ти звеньев советских [?] бомбардировщиков [ДБ-3Ф?] в районе Белоруссии, летом 1941 года.
Горящий советский бомбардировщик, за которым стелется шлейф дыма. Сверху в кадре над бомбардировщиком малозаметная темная точка - это немецкий истребитель.
Горящий советский бомбардировщик, за которым стелется шлейф дыма. Сверху в кадре над бомбардировщиком малозаметная темная точка - это немецкий истребитель.
Советский летчик выпрыгнул из самолета и спускается на парашюте в поле. На других немецких фото показано, что летчик мертв. Здесь такие фото не публикую...
Советский летчик выпрыгнул из самолета и спускается на парашюте в поле. На других немецких фото показано, что летчик мертв. Здесь такие фото не публикую...
Падающий ДБ-3Ф (или другой бомбардировщик, подскажите какой модели) падает в районе белорусской деревни.
Падающий ДБ-3Ф (или другой бомбардировщик, подскажите какой модели) падает в районе белорусской деревни.
Взрыв от детонации боеприпасов и топлива при падения советского самолета. Обратите внимание на погоду - середина лета, жара...и вдруг внезапная война на уничтожение.
Взрыв от детонации боеприпасов и топлива при падения советского самолета. Обратите внимание на погоду - середина лета, жара...и вдруг внезапная война на уничтожение.
Здесь на фото дым, как после падения бомбардировщиков по Симонову в фильме "Живые и мертвые", что именно горит, не понятно...сказать трудно, может быть пожары в районе аэродрома или колонна техники (деревья вдоль шоссе).
Здесь на фото дым, как после падения бомбардировщиков по Симонову в фильме "Живые и мертвые", что именно горит, не понятно...сказать трудно, может быть пожары в районе аэродрома или колонна техники (деревья вдоль шоссе).

Письмо летчика 212 дбап К.Симонову

Ниже представлена карта связи и условное географическое расположения штабов авиакорпусов, аэродромов базирования. Обратите внимание на отсутствие на карте Бобруйска по состоянию на 8.00 утра 30.6.41 и всей западной территории.

Карта проволочной связи штаба ВВС Зап. Фронта (по состоянию на утро 30 июня) с уцелевшими авиа корпусами. Бобруйска на карте уже нет, связь с Минском прервана..
Карта проволочной связи штаба ВВС Зап. Фронта (по состоянию на утро 30 июня) с уцелевшими авиа корпусами. Бобруйска на карте уже нет, связь с Минском прервана..

Ниже любопытная карта перемещения штаба ВВС Запфронта. Первоначально КП ВВС Западного фронта располагался в Минске, затем в Могилеве (на момент событий в Бобруйске), но и он там прОбыл совсем недолго. Затем последует срочная эвакуация штаба ВВС на восток - в Смоленск. Командующего ВВС Западного фронта, А.И.Таюрского арестуют уже 8 июля 1941 года. Под следствием [или под видом следствия] А.Таюрский признает, что на посту руководителя ВВС Западного фронта проявил бездеятельность, в результате которой вверенные ему войска понесли большие потери в людях и материальной части. Командующий будет расстрелян 23 февраля 1942 года вместе со многими другими военачальниками, в том числе Е. С. Птухиным, П. И. Пумпуром, А. П. Ионовым, Н. А. Ласкиным.

Здесь показано перемещение штаба ВВС Зап. Фронта на восток, уже 3 июля штаб спешно эвакуирован в Смоленск - на место базирования 3 авиационного корпуса.
Здесь показано перемещение штаба ВВС Зап. Фронта на восток, уже 3 июля штаб спешно эвакуирован в Смоленск - на место базирования 3 авиационного корпуса.

После показа фильма "Живые и мертвые" в 1963 году, объявились выжившие участники тех событий. Так, после просмотра фильма, К. Симонова разыскал спасенный им 30 июня 41-го штурман 212-го дбап Андрей Иванович Квасов. Представить себе на момент, что он переживал и думал, во время просмотра кинофильма с главным эпизодом про себя самого...Невероятно! Ниже представлено выдержка из письма капитана и штурмана Андрея Квасова - Константину Симонову.

212 дальний бомбардировочный авиационный полк входил в состав 52-й дальнебомбардировочной авиа дивизии (АДД) 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации (3-й ак ДБА). В июне месяце 1941 года, аэродромом базирования 212 дбап находился в г.Ельня, Смоленской обл.
Сам 3 АК корпус базировался на территории Западного Особого военного округа, со штабом корпуса на аэродроме г.Шаталово в Смоленской области. В 3-й АК, помимо 212 дбап, входили 3 авиа полка под номерами: 98 дбап и 3-й тбап, [1-й тбап (под знаком "?", по другой инф. этот полк входил в 42-ю авиа дивизию].
3-й авиационный корпус дальней бомбардировочной авиации был сформирован 05 ноября 1940 года, а расформирован 23 августа 1941, в связи с преобразованиями и принятием новой доктрины в области создания резервов.
Командир 3 АК - полковник Скрипко Николай Семенович, о котором пишет К.Симонов в своем дневнике. Эту телеграмму командира корпуса в адрес Таюрского о чрезмерных потерях, для проверки слов Симонова, я в архиве пока не нашел. Вообще заметил, что многие приказы ВВС Запфронта первых дней войны, по непонятным причинам, изъяты из открытого доступа.

Поиск и подтверждение фактов из письма

Интересная информация. Попробуем найти и проверить архивную информацию по ЖБД 212 дбап, которую привел капитан А.И.Квасов в своем письме. Действительно, авиа-полк 30 июня получил боевую задачу: "Разрушение переправ севернее и южнее Бобруйска через р. Березина и бомбардирование мото-мех частей в районе Бобруйска."

Маршрут: Аэродром - Цель и обратно по усмотрению командиров звеньев. Высота и результат бомбометания: по наблюдению экипажей результаты бомбардирования хорошие.

Потери: 33 человека и 11 самолетов. Сброшено бомб: 270 ФАБ-100.

Аэродром взлета/посадки: Ельня. Противодействие противника: В районе цели и над целью зенитная артиллерия противника оказывала сильное противодействие. В воздушных боях сбито четыре самолета противника типа МЕ-109.

ЖБД 212 дбап за 30 июня 1941 года - в общем числе потерь 11 самолетов и 33 летчика
ЖБД 212 дбап за 30 июня 1941 года - в общем числе потерь 11 самолетов и 33 летчика

Фотографии экипажа командира бомбардировщика ДБ-3Ф лейтенанта Н.А. Ищенко (экипаж самолета этой модификации - 4 человека, против кол-ва экипажа ТБ-3 - 8 человек) представлена ниже:

Фотографии экипажа командира ДБ-3Ф Н.А. Ищенко (фото Н.А.Ищенко - уже послевоенное). Фото радиста, сержанта Кузьмина пока не обнаружено.
Фотографии экипажа командира ДБ-3Ф Н.А. Ищенко (фото Н.А.Ищенко - уже послевоенное). Фото радиста, сержанта Кузьмина пока не обнаружено.

Ниже представлены наградные документы на выживших капитана А.И.Квасова и лейтенанта Н.А. Ищенко. Подвиг Квасова в деталях описан в наградном листе на 2-х страницах. Можно было вполне заслуженно и героев дать...поскольку, это настоящие герои Родины.

не могу не процитировать изложение подвига 28 летнего героя Андрея Квасова:

Летал штурманом самолета ведомым и ведущим в составе звена и одиночно на разгром вражеских мотоколонн и живой силы противника. Бомбардировал объекты: Вильно, Гродно, Молодечно, переправы в г. Бобруйск, штабы в районе Рославля. Имеет 10 боевых вылетов, из них 1 ночной 21.9.1941г. на разгром штаба дивизии противника в районе Рославля. Имеет налет 27 часов.

[?]30.7.41 г.[?] при бомбардировании переправ через реку Березина около г. Бобруйск, на высоте 800 мтр., при мощном огне ЗА врага и действиях истребителей взорвал две переправы. Этим самым на некоторое время задержана переправа мотомехчастей противника. Самолет был сбит истребителем противника в составе звена. Из горящего самолета штурман и летчик выбросились на парашюте и приземлились в 100 метрах от реки Березина [?], на другом берегу которой находились вражеские войска. Из под огня вражеской артиллерии раненного командира вынес в безопасное место. Благодаря мужеству тов. Квасова, командир был спасен.

Энергичный волевой командир, задания выполнял хорошо и отлично. Радиосамолетовождение освоил хорошо. в 748 АПДД работает на должности адъютанта эскадрильи.

Дисциплинирован, исполнителен, настойчив, требователен к себе и подчиненным. За проявленную отвагу и мужество в борьбе с германским фашизмом достоин представления к правительственной награде ордену "Красная Звезда".

наградной лист (Орден "Красное Знамя") на уже капитана Н.А. Ищенко
наградной лист (Орден "Красное Знамя") на уже капитана Н.А. Ищенко

3-я часть получилась неожиданно длинной. Спасибо, если дочитали и читаете сейчас эти строки! Дочитайте их, пожалуйста до конца. Это не окончание темы.. По этой теме набирается неожиданно много другого материала, сейчас его нужно свести воедино (это наши и немецкие журналы боевых потерь за июнь месяц, другая информация). Получится еще пару частей или одна большая. Поддержите, пожалуйста, тему лайками и поделитесь этой публикацией в интернет! Чем больше людей узнает о подвиге наших героев, тем лучше мы сохраним эту память для потомков и приумножим свои познания в эпизодах истории Великой Отечественной Войны. Спасибо!

---> ссылка на 1 часть

---> ссылка на 2 часть

---> ссылка на 4 часть

Спасибо, что дочитали! Традиционно, эта статья на канале будет дополняться новой информацией. Так что, заглядывайте сюда, если вам интересна эта тема!

Друзья, если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк Рядовому, поделитесь этой статьей в соц.сетях! А если Вам очень понравилось - подпишитесь на канал "Рядовой Имярек", чтобы не пропустить ничего интересного!

Вы можете поддержать автора канала символической помощью. Собранные деньги пойдут на покупку исторических фото-документов или их проф. перевод!

Ссылка на другие статьи по теме авиаторов:

1) Генерал-майор авиации, застрелившийся в первый день войны!!!

2) Как сбитый летчик Люфтваффе русского происхождения раскрыл планы немецкого наступления в 1941году!!