Найти тему
Vladimir Yakuba

Как ставить цели компании

Оглавление

Постановка целей. Что тут сложного? Прописать, к чему стремится организация, к каким результатам нужно прийти через месяц / год / несколько лет, и все. Оказывается, есть нюансы. Мало того что их нужно правильно сформулировать, так еще и корректировать, отталкиваясь от изменений экономики и отзывов клиентов. Теперь подробнее.

Какие цели ставить?

Начнем с того, что необходимо научиться отличать личные цели от целей компании. К сожалению, большинство начинающих предпринимателей видят в бизнесе только источник дохода, а это в корне неправильный подход. Да, прибыль – основной критерий, который свидетельствует об эффективности дела. При этом если думать только о финансах, это путь к краху, недаром 95% стартапов закрываются в течение первых 3 лет.

Итак, недостаточно написать себе в блокнот «Чем больше заработаем, тем лучше». Необходимо строить планы в разных областях:

  • продажи;
  • управление персоналом;
  • производство;
  • сервис,

и так далее. Они как шестеренки в общем механизме, все важны, поэтому и внимания требуют все.

Как ставить цели?

Используйте интеллект-карты – это такой способ отображения информации, при котором она подается в виде схемы. Основная мысль/цель записывается в центре, а далее идут разветвления. Интеллект-карты заменяют планы, таблицы и схемы. Почему они лучше? Есть 3 причины.

  1. Такая структура похожа на реальные нейронные связи в нашем мозгу, а значит, так ему проще воспринимать и запоминать информацию.
  2. Интеллект-карта позволит вашим сотрудникам увидеть полную картину, причем таким способом проще отмечать взаимосвязи.
  3. Эта схема «заставляет» мозг генерировать новые идеи.

Интеллект-карты подходят для среднесрочного и долгосрочного планирования, далее 5 основных принципов эффективного целеполагания.

1. Цель должна быть реальной.

Трезво оценивайте свои возможности. Нет никакого смысла писать «Хочу за месяц открыть 50 офисов», если вы только вчера ИП оформили. Не витайте в облаках.

2. Цель не должна быть элементарной.

Если вы не прилагаете никаких усилий для реализации планов, значит, компания не развивается. А задачи, которые вы ставите, они просто для галочки. Вы их выполняете с легкостью и просто ставите себе отметки.

Проигрышная стратегия. Рано или поздно при таком раскладе конкуренты опередят. Ставьте такие цели, чтобы для их достижения необходимо было приложить усилия.

3. Цель должна быть конкретной.

«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» – аналогично звучит большинство планов. Например: «Поддерживать уровень продаж на том же уровне», «Разместить рекламу на новых площадках», «Повысить узнаваемость бренда».

Сами по себе цели хорошие, при этом стоит расписать подробнее. Каким образом вы будете повышать узнаваемость? На каких площадках конкретно будете размещать? Все описывайте. В цели должно быть около 20-25 слов.

4. Цель должна быть измеримой.

Допустим, у вас строительная компания. Конкретно пишите, сколько домов планируете построить, какой площадью и с каким количеством этажей. Не полагайтесь на волю случая.

5. Цель должна быть ограниченной по времени.

Дедлайны сильно мотивируют, так что ограничивайте срок выполнения задачи. Иначе так и будете каждый день откладывать на потом, и дела будут продвигаться очень медленно.

2 категории целей

Все цели изначально нужно разделить на 2 категории: стратегические и оперативные. Первые более глобальные – они позволяют из миссии сформировать более конкретное видение результата, которого ожидает руководитель. У оперативных целей более узкий фокус. Это планы на месяц, неделю и день.

Начинайте с первых. Каких результатов хотите достичь через 3 года? Запишите. Дальше проанализируйте, какие ресурсы вам понадобятся.

Из глобальной цели сформируйте среднесрочные и краткосрочные. Пропишите стратегию.

Теперь на примере. Допустим, вы ставите цель за 1 год увеличить количество продаж в 2 раза. Продумайте, где будете искать клиентов. Вы можете:

  • звонить существующим клиентам;
  • совершать холодные звонки;
  • запустить рекламу,

и так далее. Выбираете подходящие способы и расписываете конкретно, сколько звонков в день будете делать, какую сумму будете тратить на рекламу, каким способом будете рекламироваться.

Когда все продумаете, начинайте воплощать.

Какие ошибки допускают руководители при постановке и реализации целей?

Рассмотрим самые распространенные ошибки, которые допускают руководители при целеполагании.

  1. Не назначают ответственного.

Знаете пословицу «У семи нянек дитя без глазу»? Это именно тот случай. Когда вы ставите цели и задачи сотрудникам, назначайте и ответственного, который будет контролировать промежуточные результаты. Увы, без этого шансы на провал возрастают.

Используйте сервисы для управления проектами: Slack, Trello, Basecamp или другие.

2. Не умеют расставлять приоритеты.

Предположим, у вас в сравнении с конкурентами долгая доставка. И клиенты этим сильно недовольны. В первую очередь вам нужно решать именно эту проблему, потому как можете потерять много покупателей, которым этот критерий важен. Отделяйте главные задачи от второстепенных и расставляйте приоритеты.

3. Цели ставятся, но не выполняются, либо не корректируются.

С невыполнением понятно, а вот задумайтесь о том, корректируете ли вы задачи? Каждый день конкуренты предлагают новые решения, а клиенты оставляют свои предложения, и игнорировать это глупо. Подстраивайтесь, иначе ваши покупатели предпочтут кого-то другого. План существует не для того, чтобы слепо его придерживаться, а чтобы вы видели, к чему идете.

Не забывайте о всех принципах целеполагания, расширяйтесь и покоряйте новые вершины. Удачи!