Для сохранения русского или любого другого языка у ребёнка-билингва очень важно постоянно расширять его словарный запас. Но в ежедневной суете родителям некогда этим заниматься. Мы предлагаем вам иногда включать в игру простые, но эффективные техники запоминания новых слов.
Уделяйте упражнениям ниже всего 10-15 минут в день и ваш ребёнок научится чётко выражать свои мысли и его речь будет более богатой.
Ассоциации при помощи картинок
Мы мыслим образами. Нашему мозгу легче запомнить то, с чем у нас связана определенная картинка в голове. И неважно, правильная ли эта ассоциация с точки зрения логики или нет.
Например, мама одного нашего ученика рассказывала, что он долго не мог запомнить русское слово «бочка». И однажды, гуляя по парку, он увидел дупло в дереве и сказал: «Мама, смотри – это же бочка». Да вот такая странная ассоциация возникла у ребёнка, но она помогла ему запомнить слово.
На наших онлайн-уроках мы тоже успешно используем ассоциативную технику, и она дает отличные результаты.
Рассмотрим технику на примере
Представьте, что вам нужно запомнить слово «морковь». Что первое проходит в голову? У нас, например, что морковь оранжевая, хрустящая, сладкая, даже чувствуется, как щиплет язык от морковки по-корейски. А если включить фантазию, то можно представить ещё кролика, грядки и кучу всего напрямую или косвенно связанного с этим словом.
Давайте попробуем запомнить с ребёнком слово «овощи». Возьмите лист и нарисуйте вместе корзину. На ней напишите «овощи». Теперь от корзины проведите линии и ниже нарисуйте на них разные овощи.
Чем больше в мозгу ребёнка возникнет связей, тем быстрее он запомнит и вспомнит нужное слово в любой момент.
Ассоциации при помощи слов
Все те же образы, только с использованием слов.
Например, вам с ребёнком нужно запомнить слово «биология». Можете в дополнение к ассоциациям, как в вышеописанном примере, использовать дополнительные слова, связанные с этой темой. Главное, хорошо всё представить в деталях.
Например: Что такое биология? Биология – это наука о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой. Сложно? Да.
А теперь давайте упростим. Биология – это наука о растениях, животных, насекомых, рыбах и о том, как они растут и живут в лесах, реках, морях и т. д. Пусть формулировка получается не очень корректная, зато ребёнку будет понятно.
Напишите вместе с ребёнком слово «биология» в центре листа, а вокруг распишите все слова, которые придут в голову. Тема очень обширная, поэтому слов получится много.
Благодаря такому подходу ребёнок вспомнит старые слова и легко запомнит новые.
Запоминайте словосочетания и фразы
Учите не только новые слова, но и соединения. Используйте глаголы и прилагательные. Вернемся к нашим овощам. Например, вы можете сказать: «овощи вкусные и полезные», «будем есть овощи», «салат из овощей», «овощи бывают разноцветные» и т. п.
Пробуйте составлять предложения
Назовите или напишите ребёнку новое слово и другие слова, которые связаны с ним. Попросите составить любое предложение. Например, просто сказать первое, что придет в голову.
Можете взять всё ту же «биологию». Скажите: «Придумай фразу со словами «биология» и «заяц». Может получиться несуразица, но главное, чтобы в мозгу сложилась связь – биология изучает зайцев.
Идем дальше и немного усложняем задачу.
Придумывайте истории с новыми словами
Если новое слово никак не запоминается, можно использовать истории. Наш мозг устроен так, что мы легко запоминаем истории и события, даже если они очень странные.
Возьмём опять наши овощи. Все-все, которые можем вспомнить. Можно даже положить их перед ребёнком.
Например: капуста, картошка, помидор, огурец, морковь, свекла. И придумаем такую историю:
Что будет дальше? Придумайте сами!
Обязательно попробуйте разыграть подобный сценарий с ребёнком, и вы удивитесь, как быстро он запомнит нужные слова.
Разбирайте сложные слова на составляющие
Чтобы догадаться, что обозначает сложное слово – разделите его с ребёнком на части. Например, возьмём слова «самолет», «пешеход», «головоломка». Они сложные, потому что образуются из двух слов и имеют два корня. Смотрите пример на картинке ниже.
Научите ребёнка самостоятельно разбирать сложные слова, и ему будет легче их запоминать. И также можно поиграть наоборот: называйте два слова, и пусть ребёнок пробует составить из них одно. Например:
После таких игр ребёнок быстро запомнит новые слова и сможет ими пользоваться в жизни.
Ну а если вы суперзанятая мама, у вас вообще-вообще не хватает времени заниматься русским с ребёнком, записывайте его в нашу онлайн-школу. Научим читать с нуля, ваш ребёнок выучит много разных слов и с детства будет любить русский язык.
Оригинал статьи на нашем сайте здесь