Найти в Дзене
Скрытые смыслы

Александр Суворов: победы, добытые умом, праведностью и Промыслом Божьим

Оглавление

24 ноября Россия отмечает 290 лет со дня рождения основателя русской военной теории, одного из величайших военачальников России — графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского

Так сложилось в обществе, что Суворова воспринимают только как гениального полководца, не проигравшего ни одной битвы, но по мере изучения его как личности всё более видишь в нём праведника, через которого сам Господь являл миру Свой Промысел. Александр Суворов в быту был очень скромен, даже аскетичен, поражал современников заботой о простом солдате, много благотворил Церкви и ежегодно тайно отправлял деньги на выкуп должников, построил и отремонтировал несколько храмов, ни одной битвы не начинал без молитвы, лично участвовал в отпевании павших воинов и был во всём примером солдатам и офицерам.

В своём полку Александр Васильевич открыл две школы для дворянских и солдатских детей и начал преподавать, прежде всего, Закон Божий, также для них он составил молитвенник и краткий катехизис, арифметику.

Ратное дело Александр Васильевич почитал как служение Богу, в своей книге «Наука побеждать» он писал:

«Умирай за Дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!»

Александр Васильевич Суворов поражал современников и соратников своей глубокой верой, цельностью характера и упованием во всём на помощь Божию. Так, во время боевых действий на Кинбурнской косе 1 октября (ст. стиль), в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, турки открыли сильный огонь с кораблей по русским войскам на косе, охватывая их огнём с двух сторон. Суворов с офицерами был в храме на праздничной литургии. Когда ему доложили об усилении обстрела и о подготовке турок к высадке десанта, Александр Васильевич не покинул церковной службы и приказал дать туркам высадиться.

Дождавшись окончания службы, когда турки были уже в двухстах шагах от русских укреплений, он отдал приказ открыть огонь из всех орудий. В битве при Кинбурне Суворов дважды был ранен, но ни на минуту не усомнился в победе — он считал, что она была дарована ему Царицей Небесной.

В память и благодарность за победу Александр Васильевич построил церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Потомки не забыли о сей славной победе легендарного полководца: более ста лет спустя, уже в период Первой мировой войны, на русских верфях был заложен мощнейший на то время линейный крейсер «Кинбурн» (тип «Измаил»). Два из четырёх новейших линейных крейсеров были названы в честь суворовских побед. Достроить их не позволил Октябрьский переворот 1917 года.

Современники не уставали удивляться глубокой вере и упованию Суворова на Бога: перед штурмом неприступного Измаила он объявил по армии трёхдневный пост, сам много молился — и считавшийся неприступным даже для длительной осады Измаил был взят штурмом!

Во время жизни в имении в селе Кончанское Александр Васильевич вставал очень рано, шёл в церковь, звонил на колокольне, помогал священнику, пел на клиросе в хоре, во всём являя собой пример образцового православного христианина.

Тогда же, ещё до Италийского похода, в возрасте 68 лет он решил принять монашеский постриг, о чём известил Императора Павла I, и ждал высочайшего соизволения. Но вместо разрешения на постриг получил в 1799 году приказ принять под командование армию и выдвигаться в поход для освобождения Италии от революционных французских оккупантов.

Последний в своей жизни Итальянский поход Александр Васильевич воспринимал как борьбу христианских государств с безбожниками и отступниками, о чём писал австрийскому генералу Михаэлю Меласу:

«Италия должна быть освобождена от ига безбожия и французов: всякий честный офицер должен жертвовать собою для этой цели...»

Во время Итальянского похода русская армия под командованием Суворова шла «суворовским маршем» от одной блистательной победы к другой: французские революционные войска были разбиты и отброшены из Северной Италии. Жители Милана были крайне удивлены благочестием и добрым отношением суворовских солдат, которые, в отличие от революционных французов, не грабили и не насиловали. Самого Александра Васильевича жители освобождённых городов Италии почитали едва ли не как святого. В Милане горожане и городские власти устроили торжественную встречу самому Суворову и его победоносной армии, освободившей их от оккупации безбожных и нечестивых французов.

Блистательные победы Суворова при Адде, Треббии и над объединённой армией французов при Нови принесли свободу народам Италии. Александр Васильевич хотел наступать на Париж, чтобы подавить там безбожную революционную смуту в самом её гнезде, но помешали австрийские союзники — они отступили к местам базирования, оставив суворовскую армию в одиночестве, а её сил для наступления на Париж было недостаточно.

Итальянский и Швейцарский походы завершились победоносно и принесли Александру Васильевичу Суворову титул князя Италийского и звание генералиссимуса, но душа великого полководца уже ждала последнего похода, в конце которого надлежало ему предстать пред Престолом Господа Воинств Небесных...

Последние дни свои Александр Васильевич Суворов провёл в Санкт-Петербурге, где тяжело заболел. Там он завершил свой Канон Спасителю и Господу Нашему Иисусу Христу. Перед смертью Александр Васильевич исповедался и причастился Святых Христовых Таин и с молитвой отошёл ко Господу.

Прожив всю жизнь в службе Богу, Царю и Отечеству, Александр Васильевич Суворов сподобился христианской кончины. Вся его жизнь — яркий пример для подражания современным защитникам Отечества и нам, православным русским людям. Во всём житии Александра Васильевича не видно не только грязи и тёмных пятен, но и препятствий для канонизации его в лике святых праведных воинов. Канонизация такого блистательного и вместе с тем скромного и праведного полководца и христианина, несомненно, принесла бы пользу и Отечеству нашему, и Церкви Христовой, являя прекрасный пример служения Богу и Отечеству для современных воинов и простых граждан России.

В последние годы снова наметилось движение православных русских людей за канонизацию генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. И дело тут не в воинской славе, а в глубокой вере и личном благочестии полководца.

Мы русские, с нами Бог!

22 ноября в Москве на базе Общества «Двуглавый Орёл», возглавляемого Константином Малофеевым, было создано новое общественное движение — Общество «Царьград». Это самая крупная русская организация страны, число её сторонников — почти миллион человек.

На съезде Общества было решено обратиться к председателю Синодальной комиссии по канонизации святых епископу Троицкому Панкратию с просьбой рассмотреть вопрос о прославлении в лике святых праведного воина, великого русского полководца, генералиссимуса Русской Императорской Армии Александра Суворова.

Сейчас движение за его канонизацию обретает самый широкий характер, охватывая большинство епархий Русской Церкви. Общество «Царьград» полностью разделяет эти инициативы православной общественности и присоединяется к ним.

Нет никаких сомнений, что в своём подвижничестве Александр Суворов очень близок к двум другим прославленным Русской Церковью воинам: благоверному князю Александру Невскому и праведному воину Феодору Ушакову.

В год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, наследником и продолжателем подвига которого стал Александр Суворов, канонизация этого великого полководца была бы особенно символична.