Найти тему
Джесси Джеймс

Марлен Дитрих и фашистский концлагерь

Марлен Дитрих прославилась в фильмах “Голубой ангел” и “Морокко”. Второе дыхание её карьера обрела после вестерна “Дестри снова в седле”. Она также известна как эстрадная певица, особенно любимая во Франции. Однако мало кто знает, что Марлен Дитрих была ярым борцом с германским фашизмом. При Гитлере на родине считали её предательницей, изменницей и последней тварью. До начала 2-й мировой войны министр пропаганды Геббельс несколько раз предпринимал попытки заполучить Дитрих в немецкие фильмы. Чем он только её не соблазнял. Деньги, слава, роскошная жизнь – ей могло достаться всё. Более того, в Берлине жили её мать, сестра и другие родственники. Давление на актрису оказывалось колоссальное.

Но она не поддалась. Марлен Дитрих знала какие ужасы принёс в Германию фашизм и не желала иметь с ним ничего общего. А после начала войны, она стала самым горячим агитатором за уничтожение нацисткой Германии во всём Голливуде. При этом она была чистокровной немкой. Множество евреев, бежавших в Голливуд в 1930-е годы, не имели столько решимости, сколько она, хотя подвергались гораздо большей опасности от антисемитского режима.

Марлен Дитрих была поборницей свободы во всем: в жизни, в любви, в ненависти. Это не нравилось очень многим. Её открытый брак с Руди Зибером шокировал. Её манера не носить нижнего белья – повергала в шок. Однако личный шарм актрисы был так силён, что ненавидеть её было возможно только на расстоянии. Фашисты Германии, поняв тщетность попыток переманить Дитрих, превратили её во врага немецкого образа жизни №1.

Марлен Дитрих
Марлен Дитрих

Актриса знала, что она враг не немецкого, а фашистского образа жизни. Но объяснить это зомбированным массам было сложно. Только слово, поддержанное штыком, могло произвести эффект. Уже в 1943-м Дитрих отправилась на фронт, в зону боевых действий в Северной Африке. Оттуда она вела радиовещание на оккупированные территории, песней “Лили Марлен” заставляя сердца нацистов таять и складывать оружие (эта песня являлась символом поражения фашистов под Сталинградом, и после этого события была запрещена к трансляции Геббельсом).

Когда союзники высадились в Италии, среди них была Марлен Дитрих. Её военно-полевой эстрадный театр неотступно следовал за передовыми частями армии. В 1944-м она поспешила в только что освобождённый Париж. Несмотря на болезни и постоянный риск, она регулярно бывала на фронте, поддерживая солдат чем только могла. Ни одна актриса в мире не сделала больше для победы над фашистской Германией, чем Марлен Дитрих. Она была награждена высшей наградой США для гражданских лиц – Медалью Свободы.

Победа в мае 1945-го года принесла не только радость. Марлен Дитрих собственными глазами увидела, что натворили её соотечественники. Кошмар, в который окунул Германию фашизм, был даже после его гибели виден на каждом шагу. Особенно жуткими были концлагеря. Из одного из них к ней пришла тревожная весточка. Нашли её сестру Элизабет.

Марлен Дитрих выступает перед войсками
Марлен Дитрих выступает перед войсками

Одним из первых лагерей, освобожденных в середине апреля 1945-го года был Берген-Бельзен, недалеко от Ганновера. В то время Бельзен вырос из “прикреплённого к СС исправительного лагеря" (Erholungslager) для заключенных из Голландии и богатых евреев в лагерь смерти, типа Освенцима. Двумя месяцами ранее, в марте, там скончалась молодая еврейская девушка по имени Анна Франк, чьи дневники рекомендуются к обязательному прочтению тем, кто еще находит слова для оправдания фашизма. К моменту освобождения в лагере скопилось сто тысяч мужчин, женщин и детей. Нацисты забрали всю еду, перекрыли воду и просто покинули Бельзен. Британцы обнаружили признаки каннибализма посреди бушующей эпидемии тифа. Медики развернули специальный госпиталь для продолжавших умирать жертв фашизма. В день гибло пятьсот человек. Всего двадцать восемь тысяч бывших узников умерло уже после того, как ими занялись медики.

Новость о том, что Элизабет может быть в Бельзене, была ужасающей. Генерал Омар Брэдли приказал своему армейскому самолету немедленно доставить Марлен из Мюнхена к крошечному аэродрому Фассберг, где её встретил армейский джип и отвёз до Бельзена на следующий день после Дня Победы.

Солдаты приветствуют Марлен Дитрих
Солдаты приветствуют Марлен Дитрих

Помощник коменданта лагеря капитан британской армии Арнольд Хорвелл был евреем из Берлина, который бежал из нацистской Германии в Англию в 1938 году и служил в британской армии. Его собственные мать и отец умерли в лагере Терезиенштадт в Чехословакии.

Дежурный доложил, что американский офицер, утверждающий, что он шофёр генерала Омара Брэдли просит о встрече.

- Зовите его, - сказал капитан Хорвелл.

- Этот офицер - она, - заметил дежурный.

- Зовите её, - приказал капитан.

Британец из Берлина был ошеломлен визитом. Он узнал под полевым шлемом шофёра генерала Омара Брэдли "лицо на миллион ", которое часто видел на киноэкране. На женщине была армейская форма и она представилась, как капитан Дитрих. Ее сестра и зять были в Берген-Бельзене, и она хотела знать, что она может сделать для них.

Капитан Хорвелл встретил ее беспокойство с сочувствием. У него с Марлен Дитрих состоялась продолжительная беседа. По мере разговора тревога актрисы сменилась печальной угрюмостью. Она не ожидала той правды, которая открылась в этот день.

Элизабет и её муж Георг Вилл вовсе не были заключенными лагеря. Они являлись функционерами системы обслуживания охранных подразделений, которые управляли Бельзеном. Супруги Вилл и их сын жили в комфортабельной частной квартире и при Гитлере относились к привилегированной части общества. Георг Вилл был офицером т.н. специальных служб (Truppenbetreuungsoffizier) немецкой армии. По иронии судьбы, он развлекал защитников Третьего рейха так же, как Марлен союзников. Он управлял столовой и кинотеатром вермахта в Бельзене и еще одним небольшим кинотеатром в соседнем Фаллингбостеле. Для фашистов он был своим.

Георг Вилл указывал как на заслугу на то, что в 1943 году помог известному чешскому актеру Карелу Штепанеку спрятаться от нацистов в Берлине и сбежать в Лондон. Свой переезд в Бельзен Георг обосновывал тем, что воздушные атаки сделали слишком опасной жизнь в столице и он просто переселился с женой и сыном в другое место. Но то, что он являлся частью механизма кровавого античеловеческого режима, никак отрицать было нельзя.

Концлагель в Бельзене после освобождения
Концлагель в Бельзене после освобождения

Хорвелл приказал привести Виллов в свой офис. Элизабет нездоровилось, и последующие два месяца она провела в больнице в соседнем городе Целле с плевритом. В день же встречи с капитаном Дитрих послушная старшая сестра Марлен приехала, краснея от радости воссоединения, одетая в то, что помощник коменданта назвал «невозможной соломенной шляпой, которая все время слетала с ее головы».

Хорвелл предложил Элизабет сигарету. Она взяла её, но отказалась от огня. Она не курила. Марлен резко спросила, зачем же ей сигарета. Элизабет объяснила, что сигареты - валюта военного времени, и нельзя отказываться от сигареты англичанина. "Это будет считаться невежливо! " «Что это за мир», - подумал Хорвелл, - “В котором вежливость важнее, чем политика в пейзажах смерти и каннибализма”.

Марлен понимала ужасную иронию, которую преподнесла ей судьба в лице Элизабет. Сестра – фашистка. А ведь семь лет назад Марлен предлагала всем своим родственникам эмигрировать в США. Она была далеко не бедна, и смогла бы обеспечить всех средствами к существованию. Но родственники отказались. Они говорили о каком-то патриотизме. Об этом патриотизме разлагающейся плоти несчастных жертв Бельзена?

Дезинфекция одного из бывших заключенных концлагеря Бельзен
Дезинфекция одного из бывших заключенных концлагеря Бельзен

Марлен попросила предоставить ей возможность увидеть лагерь смерти. Хорвелл пощадил ее чувства. В тот вечер он написал жене с нежным сожалением: "Я привёл достаточно подробностей, чтобы ей стало не по себе ". Марлен уехала.

Она оставалась на связи с капитаном Хорвеллом ещё в течение нескольких месяцев, высказывая желание, что бы пресса не узнала об Элизабет. Она не просила за родных. Она знала, что они заслужили даже худшее, чем получили. Когда британцы конфисковали кинотеатр Георга Вилла, квартиру и мебель, она не стала вступаться за них. Все увещевания Элизабет, что они выполняли свой долг, как и многие, кто считал себя «хорошими немцами», были для Марлен пустым звуком. Горькая ненависть к Третьему Рейху навсегда осталась для актрисы сильнее родственных чувств. Она никогда не рассказывала о встрече в Бельзене, хотя однажды упомянула зятя с горечью в голосе, и назвала его «нацистом». Что касается Элизабет, Марлен никогда публично не говорила о ней. Всю последующую жизнь она отрицала само её существование.

Эта история должна послужить уроком всем, кто готов прислуживать фашистским режимам, в какой бы стране и под каким бы названием они не действовали. Возможно, их не расстреляют, когда режим падёт (а такие режимы недолговечны). Возможно, их даже не лишат свободы и имущества. Но добрые люди, родные и близкие, никогда не подадут им руки. Они умрут в забвении и позоре.

(с) Свен Железнов

Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures

Читайте также:

Почему "сухой закон" это зло

Марлен Дитрих о Голливуде