Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Одним из самых ярких военных талантов середины 16 в. был воевода князь Александр Борисович Горбатый-Шуйский, происходивший из суздальских князей. Однако что мы о нём знаем? Практически ничего. Его казнил царь Иван Грозный. Но в чём была боярская вина? Неужели он был заговорщиком?. Давайте разбираться.
Начало
Впервые князь Александр Горбатый-Шуйский упомянут в летописях в связи с походом 1538 г. к Коломне. В это время он уже командовал сторожевым полком. В декабре 1540 г., когда у Мурома появился казанский хан Сафа-Гирей, Горбатый-Шуйский водил против татар передовой полк во Владимир на Клязьме. Когда основная опасность миновала и "большие" воеводы вернулись в Москву, Горбатый-Шуйский оставался в пограничных районах, чтобы предупредить повторные рейды "казанских людей".
В начале 1540-х гг. кн. Александр служил во Владимире и Муроме. В 1544 г. был высочайше пожалован в бояре и стал первым воеводой на восточной границе государства.
Первые походы на Казань
Дальнейшая деятельность Александра Борисовича была тесно связана с покорение Казанского ханства. В феврале 1547 г. в первом походе на Казань он командовал большим полком и вел его из Нижнего Новгорода.
Сложные погодные условия заставили царское войско отступить. Однако кн. Горбатому удалось обратить на себя внимание царя. По его приказу он успешно провёл операцию в стране горных черемисов. Отряды кн. Александра дошли до "Свияжского устья" и, как сказано в летописи, "казанские места многие повоевали и привели к Москве сто человек черемисы".
Попытки завоевать Казань в 1548 и 1549 гг. были безуспешными из-за капризов природы, но действия толкового и расторопного воеводы не давали повода усомниться в его таланте. И уже с 1549 г. за Горбатым-Щуйским закрепляется право командовать полком правой руки. Потомок ярославских князей становится одним из пяти самых влиятельных воевод Московского царства.
Не случайно поэтому, что в 1550 г. при очередном походе на Казань Горбатый-Шуйский принимает в нём самое активное участие. 12 февраля он и его солдаты стояло за речкой Казанкой, полностью готовые к штурму, и не их вина что на второй день осада города была прекращена. Оттепель снова помешала москвичам добиться успеха. У артиллеристов отсырел порох, а без пушечного обстрела нечего было и надеяться на благополучный исход.
В июле 1550 г. кн. Горбатый ходил вместе с царем к Коломне против крымских татар. В августе командовал большим полком, прикрывая границы около Рязани. Царь, видимо, благоволил боярину, и когда наступил 1552 г., тот снова оказался среди главных воевод, поведших войско на Казань.
Поход 1552 года
В 1552 г. кн. Александр Горбатый был назначен в Свиягу старшим воеводой и вторично руководил походом на "горную черемису", поднявшую восстание против Москвы. На этот раз он осуществлял общее командование большим, передовым и сторожевым полками. В ходе нескольких крупных сражений черемисы были усмирены.
13 августа московское войско прибыло в Свияжск. Ещё через пять дней царь отдал приказ о начале штурма Казани. Преодолевая упорное сопротивление татар, армия Грозного всё ближе подбиралась к городским стенам, а затем вела сражения в черте города.
Арская сторона
Источники не зафиксировали для нас деяния отдельных воевод, но всё же о кн. Горбатом известно, что 28 августа он сумел остановить нападение большого отряда татарский князей Япанчи и Евтуша. Оба подошли к городу с Арской стороны и внезапно напали на передовой московский полк. Князю Горбатому пришлось срочно перегруппировывать силы и отчаянно защищаться.
Сражение было кровопролитным и привело к массовым жертвам с обеих сторон. Как сказано в летописи: "И на том бою от обоих же [сторон] падоша и многим язвленным быша".
Через некоторое время кн. Горбатый перешёл в контрнаступление на арских татар, которые продолжали тревожить его полки и мешали заготовке провианта. 30 августа 1552 г. князь большими силами напал на армию Япанчи и 15 вёрст гнал и бил татар без всякой пощады.
По окончании штурма Казани "царь и великий князь" назначил кн. Горбатого временным комендантом города, от которого, сказать по правде, мало что осталось.
Незаслуженное обвинение и казнь
Между 1552 и 1565 гг. кн. Горбатый-Шуйский встречается на страницах летописей в качестве доверенного воеводы государя. Он несколько раз оставался в Москве для её защиты от крымских татар. Если бы не болезненная подозрительность царя Ивана и не его опричные наушники, кн. Горбатый имел шансы и дальше славить русское оружие и дожить до глубоких седин, но вместо этого подвергся опале, был схвачен и обезглавлен вместе со своим 8-летним сыном. Почему это произошло?
Кн. Александр Горбатый был близким приятелем Сильвестра и, видимо, находился на короткой ноге с кн. Андреем Курбским. Оба к тому времени попали в царскую немилость. Иван избавлялся от всех, кто в годы молодости имел наглость учить его жизни. Суровый воин и талантливый воевода, кн. Александр Горбатый попал под горячую руку царя-деспота, который, увы, не был великодушен и не умел ценить истинно талантливых людей.
P.S.
Впрочем, по одной из версий, Александр Борисович Горбатый-Шуйский участвовал в 1573 г. в Полоцком походе и числился шестым головой в свите царя Ивана. Однако настораживает то, что после 1565 г. он не совершил ни одного военного подвига, как будто вместо выдающегося воеводы жить продолжала тень, а не реальный человек из плоти и крови.