Найти тему
Вестибюль

Как американцы заинтересовались советским образованием и другие интересные подробности от Р.Фейнмана

Очень полезно прочитать книгу Р.Фейнмана "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!", с точки зрения устройства образовательного процесса. Он приводит много ярких и интересных примеров из собственного опыта преподавания. Ричард Фейнман известен, как американский учёный, физик теоретик, нобелевский лауреат, который входил в число разработчиков атомной бомбы. При этом был одарённым человеком в разных областях- писал замечательные портреты, играл на экзотических музыкальных инструментах, а каждая его лекция превращалась в интересную интеллектуальную игру.

Р.Фейнман
Р.Фейнман

Подробнее остановлюсь на одном примере, он касается системы школьного образования и очень наглядно показывает, во что могут превращаться любые благие намерения. После первого полёта в космос в нашей стране, американцы сделали вывод, что система нашего образования больше направлена в научную сторону, поэтому следует пересмотреть свои учебники по математике и физике, начиная со школьных программ.

Школьники в СССР
Школьники в СССР

Для этого была создана специальная комиссия, в которую пригласили учёных из разных областей. Ричарда Фейнмана пригласили сразу по двум направлениям- по математике и физике. Начал он свою работу именно с математики и подошёл к этому вопросу серьёзно и вдумчиво, имея на тот момент массу других дел. Фейнман заказал себе у издателей все учебники, которые необходимо было изучить и выбрать наилучшие. Когда ему привезли посылку, оказалось, что это 140 кг. учебников! Ему пришлось освободить несколько полок на своих стеллажах, и он начал просмотр учебников. Работа комиссии предполагала, что все участники знакомятся с учебниками, выставляют баллы, и набравшие большее количество баллов учебники выносятся на общее обсуждение.

В итоге Ричард обнаружил, что он чуть ли не единственный стал изучать учебники, остальные выставляли баллы на основании кратких аннотаций, и даже дошло до такого казуса, что одна из частей учебника ещё была в печати, её никто не видел, а баллы уже выставили. Во время общих обсуждений Фейнман практически единственный мог аргументированно высказаться в пользу того или иного учебника. Подобный подход известен во многих областях нашей жизни, не так много людей готовы посвятить своё время для разработки действительно уникальной и продуманной программы, которую и в последствии придётся обновлять и дорабатывать, но будет заложен крепкий фундамент. Степень разочарования у Ричарда Фейнмана от работы в комиссии достигла критической планки, когда в итоге совместных усилий они выстроили программу обучения и составили перечень учебников, но каждый штат, имея свою материальную базу, урезал её в итоге так, что трудно было узнать её первоначальный вид. Он пришёл к выводу, что начинать процесс следовало с другой стороны. Исходить из материальных возможностей и под это подстраивать всю систему программы с учебниками. К программе по физике он даже не стал приступать и вышел из комиссии.

Видимо, что-то подобное происходило в системе нашего школьного образования в постсоветский период. Пройдя начальную школу со своими детьми с разницей в семь лет, уже бросалось в глаза, что идут эксперименты по обновлению программ. Младший сын начинал обучение по одной программе в 2014 году, в середине процесса появилась новая, добавилось число печатных рабочих тетрадей, которые закупались на класс. Качество многих подобных пособий вызывало вопросы, вроде и есть задания на соображение, логику, но слишком много вопросов встречалось, которые в начальной школе детям приходится разбирать с родителями. Часто это происходило из-за перегруженных и витиеватых формулировок, которые для восприятия детей 7-8 лет слишком сложными оказывались. Поэтому возникал вопрос: на кого ориентировались авторы, имеют ли они опыт общения с детьми данного возраста? А другая сторона вопроса внедрения подобных пособий- зачем, например по литературе, загружать подобным материалом, т.к. выливается всё в краткие отписки и формализм, когда детям и так не хватает устной речи и рассуждений.

Составление интересной и познавательной программы для школьников- это целое искусство, соотносить её с современными условиями и финансовыми возможностями- ещё большее искусство. На мой взгляд, цель этого процесса должна быть не в перегрузке детей информацией, а в дозированной, живой и разнообразной подаче. На эту тему в книге тоже очень много интересных примеров и историй приводится, автор своим примером учит противостоять условностям и формализму в нашей жизни.