Найти в Дзене
LIT-RA

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (Краткое содержание)

Оглавление

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА, ВНУКА ОЛЕГОВА

Автор призывает начать песню «по былинам нашего времени, а не по замышлению Бонна». Бонном в древней Руси называли певца-сказителя. Когда Боян слагал свою песню, то он «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». «Начнем же, братия, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце мужеством... навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».

Перед походом Игорь увидел солнечное затмение. Он обратился к своей дружине и призвал ее идти за Дон биться с половцами, несмотря на плохое предзнаменование. «Лучше... убитым быть, чем плененным быть».

Вступил князь Игорь в «золотое стремя» и пустился в путь. Продолжаются плохие предзнаменования — солнце тьмою путь заграждает, ночью от грозы кричат птицы, ревут звери, ухает филин. Но дружина князя все равно идет к Дону. Там они «великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю — славы».

«Спозаранок в пятницу» войско Игоря потоптало «поганые полки половецкие», увезло с собой богатую добычу и «красных половецких девиц». Войско остановилось в поле.

Тем временем половцы стягивают свои силы во главе с ханом Кончаком. Они окружили русские войска и напали на них. Русские мужественно сражались, особенно храбр был Всеволод, брат Игоря. «Стоишь ты в самом бою, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными! Куда, Тур, поскачешь... — там лежат поганые головы половецкие».

Автор вспоминает славные дела времен князя Олега. Но после побед начались междоусобицы, в которых погибло много русских людей. «Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля».

Два дня продолжалась битва князя Игоря с половцами, на третий день, к полудню, пали стяги Игоревы. Расстались братья на берегу быстрой Каялы. В это время остальные князья вступили в междоусобные войны. «Тоска разлилась по Русской земле... а поганые с победами нарыскивая на Русскую землю, сами брали дань по белке от двора». Игорь и Всеволод пробудили зло, которое «усыпил было» их отец, Святослав, «...грозою своею». Все, «немцы и венецианцы, греки и моравы, поют славу Святославу, корят князя Игоря за то, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой», и сам попал в плен.

В это время Святославу в Киеве снится «смутный сон». В нем его одевают в черный саван, поят отравлен- " ным питьем, всю ночь каркают вороны. И сказали бояре князю, что «два солнца померкли, оба багряные столба погасли и с ними оба молодых месяца, Олег и Святослав, тьмою заволоклись и в море погрузились».

Тогда великий Святослав «изронил золотое слово», в котором посетовал на то, что Игорь и Всеволод рано пошли на половцев. Он обращается к другим князьям, зовет их вступиться за землю Русскую. Каждому он напоминает о славных делах его предков. «О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским». А сейчас все князья порознь «из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!»

Святослав призывает князей отомстить за кровь Игоря, «половцам заградить ворота своими острыми стрелами».

Жена князя Игоря Ярославна плачет в Путивле на одной из башен кремля. Она обращается к ветру, Днепру, к солнцу, просит их помочь ее мужу вернуться к ней невредимым.

Игорь все ночи в плену думает о своем побеге. Ночью он бежит из половецкого плена. «...Скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком». По следу Игоря помчались Гзак и Кончак. Но не смогли они догнать князя, потому что реки, птицы — все указывало ему дорогу «в родное гнездо».

«Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле... Страны рады, города веселы». Повествование завершается прославлением Игоря, других князей и войска:

«Спев песнь старым князьям, потом и молодым петь! Слава Игорю Святославовичу, Буй Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!

Аминь».

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «СЛОВА...»

«Слово» было открыто в начале 90-х годов XVIII века в составе рукописного сборника конца XV или XVI века, приобретенного известным коллекционером древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в Ярославле. В 1800 году «Слово» было впервые издано. Оригинальная рукопись погибла во время московского пожара 1812 года. Вместе с домом А. И. Мусина-Пушкина сгорело все ценнейшее собрание рукописей.

Как и в любой древней рукописи, в погибшей рукописи было много неясного. Некоторые неточности были внесены со временем издателями этого произведения, которые, не имея достаточно ясного представления о древнерусском языке, порой путали события. Поэтому филологи до сих пор работают над толкованием «Слова» и восстановлением оригинального текста.

«Слово» было написано в конце ХП века, вскоре после похода Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев 1180 года. В числе живых в «Слове» упоминается галицкий князь Ярослав Владимирович, умерший 1 октября 1187 года, что позволяет примерно датировать время создания произведения.

Поход, которому посвящено «Слово», начался в конце апреля 1185 года. В нем участвовали двоюродные братья киевского князя Святослава — новгород-северский князь Игорь Святославич с сыном и племянником и князь труб- чевскнй и курский Всеволод Святославич («Буй Тур»). Этот поход завершился страшным поражением. Войско было уничтожено, Игорь Святославич ранен и захвачен в плен. Такого поражения Россия еще не знала. Русские князья еще никогда не попадали в плен.

Эти события дали повод автору «Слова» для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для призыва князей к объединению для защиты Русской земли.

В «Слове» сильна фольклорная основа. Это произведение несет в себе черты как эпического, так и лирического произведения. Здесь еще присутствует неопределенность в жанре, которая была характерна для литературы этого периода, когда жанровая система еще не устоялась. Поэтичность «Слова» оказала влияние на многих русских поэтов. Переводы «Слова» делали виднейшие поэты. В русской поэзии часто встречаются образы «Слова», его мотивы, метафоры.