Центральный музей ВВС в Монино насчитывает больше 60 лет истории, и на данный момент обладает более чем 50 тысячами экспонатов. Неудивительно, что за столько лет некоторые экспонаты были утрачены. Я не буду касаться каких-либо мелких экспонатов, таких как значки, марки, медали ‒ я просто ничего не знаю об этих утратах, если они были.
В этой статье я расскажу о семи летательных аппаратах, которые когда-то в музее были, но потом исчезли из него. Никакого «системного» подхода к уничтожению экспонатов в Монино никогда не было, поэтому судьба каждого утраченного экспоната уникальна. Но итог один ‒ от них не осталось почти ничего, кроме разве что обломков.
Подменённый Ка-18
Это самый ранний из экспонатов, про который нам точно известно, что он в Монино был, но потом исчез из музея. Его историю подробно разобрал Юрий Дорошенко в своей статье, поэтому не вижу смысла повторять её полностью. Вкратце: один из прототипов вертолёта Ка-18 после прохождения испытаний был в 1960 году установлен на ВДНХ, затем попал в экспозицию Центрального доме авиации им. М.В. Фрунзе. Когда там в середине 1960-х годов в очередной раз освобождали место для новых экспонатов, Ка-18 СССР-68627 передали в Монино. За единственное фото этого вертолёта в экспозиции ангара № 6 мы должны быть благодарны Николаю Васильевичу Якубовичу.
По неизвестным нам причинам в конце 1960-х годов музей решил вернуть вертолёт производителю. Что интересно, выпотрошенный фюзеляж вертолёта до недавнего времени хранился на территории ЛИК ОКБ им. Камова в Ухтомской:
А уже в 1975 (по другим данным, в 1971) году монинский музей с того же Ухтомского вертолётного завода получил другой Ка-18, с бортовым номером СССР-06137. Этот вертолёт в 2012 году прошёл реставрацию и с тех пор хранится в ангаре № 7.
Американский вертолёт Сикорского
В отличие от Ка-18, история этого вертолёта уникальна и необыкновенна. И поэтому вдвойне обидно, что монинский Sikorsky S-58 не сохранили. История вертолёта описана в журнале у Игоря Колоколова и на сайте avia-n-aero.
Во время легендарного визита Н.С. Хрущёва в США в 1959 году он вместе с президентом Д. Эйзенхауэром летал по стране на его вертолёте-салоне фирмы Sikorsky. Машина понравилась Хрущёву, и он захотел купить подобные для себя. Для выбора конкретных экземпляров в США были отправлены председатель ВПК Н.С. Строев и конструктор вертолётов М.Л. Миль. В марте 1960 года был подписан контракт на поставку в СССР четырёх вертолётов ‒ двух Sikorsky S-58 Игоря Сикорского и двух Piasecki V-44 Франка Пясецкого. Вертолёты были в списке запрещённых товаров для поставок в СССР, поэтому продажа была разрешена лично Эйзенхауэром. Вертолёты Сикорского получили в СССР регистрацию Л-27491 (з/н 58-1241) и Л-27492 (з/н 58-1242).
В 1974 году и S-58, и V-44 снимались в фильме «Если хочешь быть счастливым», а после съёмок были переданы в музей ВВС.
Было известно только две фотографии вертолёта в Монино: раннее и позднее. На первом видно, что вертолёт «задвинут» за ангар № 8, полуразобран и разукомплектован, но более-менее цел.
На втором фото вертолёт сильно разобран. Посетители буквально разрывали самолёт «на сувениры», отдирая целые куски обшивки. По свидетельствам очевидцев, начальник музея генерал-лейтенант С.Я. Фёдоров активно поощрял такое отношение к «вражеской» технике. В итоге останки S-58 окончательно утилизировали где-то в конце 1980-х годов.
В группе «ХАИ - Харьковский авиационный институт!» на сайте ok.ru мне удалось обнаружить третье фото S-58. На фото студенты ХАИ Виктор Степанов, Владимир Стицура и Олег Куликов. Добавивший фото Олег Куликов датировал фото 1973 годом, хотя фильм с участием вертолёта вышел, как мы помним, в 1974 году. Возможно, на фото ноябрь 1975 года, когда группа студентов ХАИ приезжала на экскурсию в Монино.
С учётом вышесказанного поражает тот факт, что второй «американец» ‒ Piasecki V-44C и сохранился до наших дней практически в первозданном виде. После съёмок в том же фильме «Если хочешь быть счастливым» V-44 тоже был передан в музей ВВС.
Однако, его не закинули вместе в S-58 на задворки, а установили на почётном месте во дворе музея. Возможно, V-44 изначально поступил в музей в комплектном состоянии, а S-58 ‒ в разукомплектованном, потому и места стоянки им подобрали соответствующие, но это не более чем предположение.
Сейчас «летающий банан» находится в ангаре № 7 на финальном этапе реставрации.
Загадочный МиГ-17
Этот разобранный планер истребителя МиГ-17 с бортовым номером 183 попадается лишь на паре чёрно-белых фотографий конца 1980-х годов. Судя по состоянию, это что-то вроде демонтированного с постамента памятника.
Учитывая, что с 1961 года в экспозиции музея имеется другой МиГ-17, непонятно, зачем его привезли в музей? Может быть, как донор для музейного экземпляра? Что с ним стало потом? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем.
«Лишний» Ли-2
Сейчас в Монино имеется два самолёта Ли-2Т, но так было не всегда. В 1977 году в музей поступило сразу три Ли-2 послевоенной постройки. Однако, почти с начала существования музея, с 1959 года, в музее хранился военно-транспортный самолёт Ли-2, выпущенный в январе 1945 года. Если верить историку авиации и писателю Николаю Васильевичу Якубовичу, этот самолёт участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны: доставлял грузы партизанам, выбрасывал диверсантов и даже бомбил неприятеля.
В 1973 году Ли-2ВП «задвинули» в угол на ангаром № 7.
В 1977 году в музей прилетело три новых Ли-2Т, а старый облезлый экземпляр пустили на металлолом. Затем на этом месте оказались самолёты Ан-2, Ан-14, М-15 и Бе-32, которые много лет занимали этот уголок музея.
Во второй части статьи я расскажу про три экспоната, утраченных музеем уже в постсоветское время.
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!