Найти в Дзене
Советская авиация

Пропавшие экспонаты музея ВВС в Монино

Оглавление

Это вторая часть рассказа о семи утраченных экспонатах музея ВВС в Монино. В первой части я рассказал о четырёх самолётах и вертолётах, которые находились в музее, но исчезли из него ещё в советское время, до 1991 года. В этой части я расскажу про три самолёта, которые были потеряны музеем в начале 1990-х годов. К счастью, с тех пор музей больше не терял такие крупные экспонаты.

Сгоревший Ил-14

Самая обидная потеря музея, наравне с вертолётом Sikorsky S-58 ‒ самолёт Ил-14М СССР-41860. Он был выпущен в 1956 году Московским машиностроительным заводом «Знамя Труда» под заводским номером 146000610. В 1974 году списан и своим ходом пришёл в музей. Изначально самолёт имел окраску полярной авиации.

Фото: Николай Якубович
Фото: Николай Якубович

Однако, в конце 1980-х годов, когда самолёт был установлен на новом месте в дальнем углу новой территории музея, между Ил-12 и Ил-18, он уже был покрашен серебрянкой, в соответствии с требованиями для самолётов ВВС, хотя в них самолёт никогда не служил.

Фото: Paul Seymour
Фото: Paul Seymour

Страна распалась, повсюду начал твориться бардак. И летом 1992 года самолёт сгорел, практически дотла. Согласно популярной версии, в самолёте жили бомжи, которые решили развести огонь прямо в салоне. Эта версия не выдерживает никакой критики. Всё-таки, охрана в музее была, и не потерпела бы бомжей на территории. По всей видимости, имел место поджог из хулиганских побуждений.

Фото: Alain Durand
Фото: Alain Durand

Но совсем бесследно самолёт не пропал. Сохранилась панель приборной доски с номером на ней, а также консоли крыла. Скорее всего, двигатели АШ-82 с самолёта были сняты и перемещены в хранилище музея.

-4

Ли-2, в который «попал фейерверк»

Не успели убрать с территории музея останки Ил-14, как сгорел ещё один самолёт. Но давайте по порядку.

Ли-2 СССР-63905 построен в Ташкенте на завод № 84 в 1952 году. Служил в ЛИИ им. М.М. Громова вплоть до списания в 1977 году, когда своим ходом и перелетел в музей.

Фото: Николай Якубович
Фото: Николай Якубович

Самолёт почему-то сразу стал в музее «нелюбимым ребёнком» и к концу 1980-х годов оказался полуразобранным на свалке различных обломков рядом с ангаром № 7.

Фото: Валерий Савельев
Фото: Валерий Савельев

В 1991 году самолёт решили убрать подальше от глаз, отстыковали консоли крыла и укатили на край территории, где начали собирать.

Фото: omega1108
Фото: omega1108

Там его и застал распад СССР, и спустя год после пожара в Ил-14, в 1993 году, сгорел и СССР-63905. По распространённой версии, во время какой-то гулянки местных жителей в кабину запустили фейерверком.

Фото: R.A. Scholefield
Фото: R.A. Scholefield

Как и в случае с Ил-14, от Ли-2 сохранились консоли крыла, которые лежат там же, рядом с повреждённым самолётом М-17 СССР-17401.

-9

Рядом лежат основные стойки шасси и фрагмент хвостовой части фюзеляжа Ли-2. На дисках колёс видны следы многочисленных попыток спилить «магний». Двигатели с Ли-2, скорее всего, тоже находятся в хранилище музея.

-10

Украденный Ла-11

Но если Ил-14 и Ли-2 в России ещё сохранилось предостаточно, то следующий самолёт существовал в единственном экземпляре.

Истребитель Семёна Лавочкина Ла-11 выпуска 1948 года был одним из первых экспонатов музея.

Фото: propjet.ucoz.ru
Фото: propjet.ucoz.ru

В 1992 году в целях реставрации и восстановления до лётного состояния самолёты Як-11 и Ла-11 музей передал АЗО «ИнтерАвиа», которая в марте 1993 году по дополнительному соглашению передала их английскому музею. Подробнее историю кражи Ла-11 из Монино вы можете прочитать в блоге у Игоря Панюты. После 1996 года началась работа по возвращению самолётов, но вернуть удалось только Як-11 и двигатель от Ла-11. Планер Ла-11 и по сей день находится в Англии.

Фото: Chris England
Фото: Chris England

А Як-11 в 2001 году привезли и просто свалили в ангаре-хранилище. Там он и пролежал несколько лет в разобранном, грязном и просто «убитом» состоянии, пока в конце 2010 года по инициативе и под руководством замначальника музея Александра Васильевича Санникова его сборкой не занялись волонтёры.

В 2012 году собранный волонтёрами Як-11 был покрашен бригадой маляров ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева и дважды выставлялся на открытой стоянке музея, в 2012 и 2014 годах, а в остальное время самолёт хранится в том же ангаре № 7.

-14

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!