Предоставляю вашему вниманию любопытную фотографию вертолета Ка-18 СССР-68627, который экспонировался на ВДНХ в Москве в 1960 году. На фотографии один из прототипов этого легендарного вертолета, выпущенного на заводе №938 в Люберцах-Ухтомской в Москве.
Во время испытаний на вертолет нанесли опознавательный знак СССР-68627. Какое-либо упоминание в Государственном реестре ВС СССР о данном событие мне пока найти не удалось. Кроме испытаний вертолет участвовал в демонстрационной фотосъемке, для рекламной демонстрации вертолета.
Следующие черно-белые фотографии, демонстрируют нам другие постановочные кадры, во время этой фотосессии.
После проведения испытаний, вертолет был отправлен в экспозицию ВДНХ в Москве. Ка-18 СССР-68627 на выставке установили в павильон «Транспорт». Маленький гражданский вертолет довольно быстро обрел популярность среди посетителей.
После демонстрации на ВДНХ, вертолет в полуразобранном состоянии сотрудники ОКБ Камова решили не утилизировать, а сохранить в музее – Центральном доме авиации имени М.В. Фрунзе. Новейший вертолет был выставлен в музее вместе с другими новинками авиатехники тех лет: МиГ-15, Як-18 и Ми-1. Позже к ним присоединился и самолет МиГ-17. Для освобождения места под новую экспозицию, авиационные раритеты отдавались в другие музеи, оправлялись на склад и даже банально уничтожались. Но это другая история...
Экспозиция авиатехники в ЦДА продолжала уменьшаться. В 1963 году музей переименовали в Центральный дом авиации и космонавтики (ЦДАиК). Из-за составления экспозиции посвященной космической технике в музее остался только вертолет и истребитель МиГ-17. Ка-18 в музее долго не задержался и был передан, как и некоторые другие экспонаты ЦДАиК, в Центральный Музей ВВС в подмосковное Монино.
Вертолет разметили в одном из залов музея, вместе с другой авиационной техникой, где он экспонировался до конца 1960-х годов. Видимо из-за того, что гражданский вертолет был соседом легендарного Ла-7 и реплики МиГ-3 времен Великой Отечественной войны, от Ка-18 СССР-68627 решили избавиться...
С конца 1960-х годов, этого вертолета в музее больше не видели. Как именно и почему избавились от вертолета мне за долгие года поисков узнать не удалось. Я думаю, что из-за того, что вертолет не вписывался в экспозицию музея, он был отправлен на открытую стоянку, где возможно был поврежден. Ветхий и непрезентабельный вид, заставил видимо руководство музея избавиться от вертолета...
Вертолет был отправлен туда, где был изготовлен. Ка-18 СССР-68627 встал на хранение в калашном ряду на территории ЛИК ОКБ Камова в Ухтомской. По последним данным останки фюзеляжа вертолета еще наблюдались там в 2020 году...
Об отсутствующем в экспозиции вертолете довольно быстро вспомнили. Позже в музее появился другой Ка-18. Расскажем подробно его историю.
Этот вертолет был выпущен весной 1960 года на авиазаводе в Улан-Удэ. Ка-18 эксплуатировался в Министерстве Авиационной Промышленности на Ухтомском вертолётном заводе (предприятие п/я 34) в Подмосковных Люберцах. 14 мая 1960 года вертолет был зарегистрирован в Реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-06137. Вертолет участвовал в дополнительных эксплуатационных испытаниях.
Как и Ка-18 СССР-68627, вертолет СССР-06137 был героем демонстрационных рекламных снимков, где демонстрировались возможности вертолета.
Постановочные снимки по использованию вертолета в санитарном варианте:
Постановочные снимки по использованию вертолета в качестве воздушного такси:
9 июля 1961 года в Тушино состоялся грандиозный воздушный парад, который длился почти 2 часа. Парад состоял из двух отделений: гражданского и военного. В гражданском отделении был показан пролет вертолетов новых конструкций. Первым пролетел прототип противолодочного вертолета Ка-25 со знаменитыми макетами несуществующего вооружения, его сопровождал вертолет Ка-18 СССР-06137. За ним летел новейший еще однодвигательный В-8 (прототип будущего Ми-8), замыкал пролет вертолетной секции винтокрыл Ка-22, который осуществил посадку на площадку перед зрителями. Несмотря на участие в параде вертолета Ка-18 СССР-06137, его даже не упомянули в документальном фильме о воздушном параде 1961 года «Могучие крылья», хоть и отчетливо показали на кадрах кинохроники.
Кроме фотографий Ка-18 СССР-06137 многократно демонстрировался широкой публики в действии. Одна из таких демонстраций возможностей перспективного вертолета состоялась в Москве на Шаболовке.
Вертолет был списан 20 мая 1971 года, после чего четыре года хранился на Ухтомском вертолётном заводе.
Сотрудники ОКБ Камова решили сохранить в музее. Ка-18 предложили Музею ВВС в Подмосковном Монино, куда он был передан после восстановления 26 сентября 1975 года. Интересным является, что по личному настоянию, а скорее всего давлению, начальника Музея ВВС С. Я. Федорова вертолет был окрашен в цвета ВВС. Об этом случае Е. А. Коноплев в своей книге «На край земли за самолетом» вспоминал следующее:
«...Однажды Сергей Яковлевич взял меня с собой на летную базу ОКБ Н. И. Камова, и с секретностью мы благополучно управились. В тот раз я исправно ходил за генералом на два шага сзади и послушно записывал все его критические замечания, которые касались вертолета Ка-18.
Вертолет в полуразобранном состоянии нашли где-то у себя на территории сотрудники ОКБ и предложили его Музею ВВС. Вместо того, чтобы просто и без лишних хлопот отправить в металлолом. Вначале мне было непонятно: зачем критиковать, дают – бери, только спасибо не забудь сказать. Потом несколько удивил тот факт, что все замечания касались не восстановления вертолета до летного состояния (это еще можно понять – если единственный оставшийся в стране вертолет Ка-18 соглашаются довести до кондиции, то пусть кондиция будет летной), а внешнего вида: окраска должна быть в цветах ВВС, колпачки БАНО хоть от мотоцикла, но должны быть на месте, аэрофлотские кресла надо заменить на военные, и т.д. Долго и безуспешно потом я пытался найти где-нибудь упоминание о военном вертолете Ка-18, но спустя два месяца в боевом раскрасе и с военными креслами вертолет появился в ангаре в экспозиции музея рядом с Ка-15».
В цветах ВВС, вертолет Ка-18 пробыл недолго. Уже в начале 1980-х годов вертолет получил вновь гражданскую окраску и символику Аэрофлота, при этом потеряв навсегда регистрационный номер. Вертолет экспонировался, как на открытой экспозиции музея, так и в закрытых ангарах, перемещаясь по экспозиции музея по мере поступления новых экспонатов авиационной техники.
В дальнейшем после перестановки 1989-1990 годов вертолет обрел свою прописку в ангаре №7 «Спортивные самолеты», который на рубеже 1990-х годов стал закрытым поныне.
В мае 2012 года специалистами ЗАО «ЛИиДК-ЯК» вертолет был заново окрашен и временно выставлен в основной экспозиции. К своему сожалению, при двух посещениях музея в 2008 и 2013 годах я так и не смог сфотографировать этот Ка-18. Он был в закрытом ангаре, двери в который не смогли открыть ни просьбы и ни пресс-карта. В итоге привожу ниже чужие фотографии вертолета, во время временной экспозиции 2012 года и в том виде в каком он хранится в ангаре №7 «Спортивные самолеты».
В качестве заключения скажу, что длительное время эти два вертолета в Центральном музее ВВС выдавали за один. На приведенных мною фотографиях хорошо видны различия, между опытным вертолетом СССР-68627 и его серийном варианте СССР-06137. Я в очередной раз призываю людей заинтересованных в истории отечественной авиации внести корректировки, касаемо этих двух вертолетов...
© Юрий Дорошенко
Источники:
1. Е. А. Коноплев – «На край земли за самолетом»
2. В. Г. Казашвили – «Музей ВВС»