Найти тему
Coracero

"Восточный фронт." Пауля Кареля. Как эсесовец и профессиональный пропагандист написал историю Второй Мировой.

Оглавление

Пауль Шмидт - нацист, что называется, со справкой - член НСДАП и СС*, шеф пропагандистского журнала "Signal", помощник статс-секретаря или генерального секретаря, если по-русски, МИД Третьего Рейха, руководивший направлением СМИ и пропаганды, после войны, сдал подельников и избежал заключения. Разумеется, став журналистом, писателем и "историком", Пауль Шмидт не стал издаваться под своим настоящим именем, начал с очевидных псевдонимов, а затем, для солидности, превратился в Пауля Кареля.

  • общие или основные СС - Allgemeine SS - были сравнительно малочисленны и, потому, почти неизвестны широкой публике, членство в них было показателем преданности идеалам НСДАП, поскольку члены общих СС приносили те же клятвы, что и боевые СС

В большинстве случаев, личность автора не имеет значения, если он, при изложении событий, действует как историк. И вот здесь нас встречает проблема. Карель не пытается быть историком, сколько бы его таковым не называли в рекламе или описаниях к его книгам. Далеко не всегда он опирается на документы или чьи-то воспоминания и, даже когда речь идёт от первого лица, как правило, не ссылается на источники.

На страницах книг Кареля часто появляются анонимные советские солдаты и командиры, оставившие дневники и письма. В годы СССР вполне можно было ссылаться на необходимость сохранения тайны их личности, но уже скоро тридцатилетие со дня гибели СССР, а эта частная секретность так и не спала.

  • "Восточный фронт" - общее название для одного из циклов книг Кареля, некоторые из них переведены на русский язык.

Безобидное заблуждение и характерный пример.

Одно из самых распространённых заблуждений, порождённых Карелем, что все мосты перед наступающей немецкой армией были захвачены, и она в 2020-м году в комментариях под моими статьями до сих пор всплывает, даром, что в одной из них взорванный мост прямо упоминается. И Гудериан, застрявший перед переправой через реку Мухавец, в первый день войны, у сожжённого пограничниками моста не на рыбалку остановился. Сколько таких случаев осталось неизвестно, потому что переправы огромными понтонно-мостовыми парками корпусов и армий Вермахта возводились за считанные часы и взорванные и сожжённые мосты их движения, практически, не задерживали?

В данном случае, как ни странно, проблема не в том, что Карель неправильно описал ситуацию с мостами:

Три миллиона человек на 1500-километровой границе, кто в лугах, кто в лесах, кто в полях, затаившись под покровом ночи, ждали команды. Фронт немецкого наступления разделялся на три направления - Север, Центр, Юг.
...
На всей восьмисоткилометровой, проходившей вдоль Буга границе не сорвалась ни одна акция по захвату мостов. Равно как повсюду, где планировалось, удалось навести переправы, за одним лишь исключением - на участке 62-й пехотной дивизии, которая входила в состав 6-й армии и, следовательно, находилась в северном крыле группы армий "Юг". 22 июня генерал-фельдмаршал фон Рундштедт начал наступление на левом фланге силами 17-й и 6-й армий, сосредоточившимися к северу от Карпат. Далее на юг располагались 11-я армия и одна румынская, они оставались на месте, с целью ввести русских в заблуждение, а также предотвратить их возможную атаку на нефтяные районы Румынии. Наступление на Черном море предполагалось начать не ранее 1 июля.
П.Карель "Гитлер идёт на Восток"
[1500 км всей границы и 800 км границы вдоль Буга упоминаются в одной главе]

В восьмистах, примерно, километрах всего течения реки Западный Буг учтена и та часть, что протекала по территории тогдашнего генерал-губернаторства - сегодняшней Польши, и исток реки в глубине территории СССР - восточнее Львова. Только в среднем течении река пограничная. То есть, да, дезинформация в изначальной формулировке Кареля имеет характер топографического кретинизма. Уже его читатели, сопоставляя "800 км течения Буга" и "1500 км границы", абсолютизировали это описание. Сам Карель далее пишет и об исключениях.

Но в главном-то он прав?

И я не случайно взял первым примером именно тот эпизод, где Карелю вовсе не нужно было врать и преувеличивать, ведь реальные события столь же хорошо ложились на его общее описание, но проверка даже тех сведений, что мог сообщить ему школьный учебник географии, им не проводилась.

В его работах есть и гораздо более фантастические описания:

Около Мусина, что к юго-западу от Клина, забрезжил рассвет - рассвет 17 ноября, серый и туманный. Ближе к 09.00 сквозь утреннюю дымку показался большой красный диск солнца. Наблюдательный пункт батареи тяжелых орудий располагался на холме. Километрах в трех дальше виднелся лес. Поля покрывало тонкое снежное одеяло. Было холодно. Все ждали приказа атаковать.
...
– Кавалерийская атака силами полка. До атакующих две тысячи пятьсот метров! - Голос наблюдателя, по телефону передававшего информацию на батарею, звучал немного сдавленно. Он лежал в углублении в земле на брезентовом полотнище. Сразу же как выпал снег, оптическую трубу наблюдателя покрыли слоем побелки. Теперь прибор сливался с белым покрывалом, укутавшим поля и пригорки возле села Мусино. По нетронутому снегу стремя в стремя скакали кони, всадники пригибались к шеям лошадей, держа в вытянутых руках над головами шашки.
...
Прошло, наверное, не больше секунды, и на заснеженном поле под Мусином разыгралась кошмарная сцена, которую не мог бы представить себе даже человек с очень богатым воображением. 3-я батарея 10-го артиллерийского полка 106-й пехотной дивизии открыла огонь с короткой дистанции. Снаряды покинули стволы и обрушились прямо на атакующие эскадроны. Осколочно-фугасные снаряды противотанковых пушек в селе, которое только что подверглось атаке T-34, упали среди головной группы. Падали кони. Всадники летели на землю. Вспыхивали огненные молнии. Поднимался к нему черный дым. Взлетали фонтаны пламени и грязи.

Советский полк продолжал наступать. Дисциплина их восхищала. Кавалеристы сместились в направлении своего правого фланга и устремились к селу. Но раз за разом, залп за залпом снаряды тяжелых орудий падали в боевые порядки атакующих эскадронов. Артиллеристы применяли шрапнельные гранаты, взрывавшиеся на высоте 7,5 метров над землей. Эффект, производимый такими выстрелами, был сокрушительным. Всадников буквально разрывало на части в седлах, кони падали на землю искалеченными.

Но ужасающее представление еще не завершилось. Для продолжения атаки из леса появился второй полк. Офицеры, сержанты и рядовые наверняка видели, какая участь постигла их товарищей. Тем не менее они скакали вперед.

Со второй волной немецкие артиллеристы расправились еще быстрее, чем с первой. Лишь небольшой группе всадников на маленьких казачьих лошадках удалось прорваться через стену смерти. Человек тридцать из тысячи. Они мчались к высоте, на которой расположился артиллерийский наблюдатель. Их прикончили пулеметчики.

Две тысячи кавалеристов и коней - оба полка 44-й монгольской кавалерийской дивизии - остались лежать в красном от крови снегу, растерзанные, искалеченные, раненые. Множество лишившихся всадников лошадей металось по полям, уносясь одни к селу, другие в лес. Легко раненные кавалеристы ковыляли по снегу в поисках укрытия. В этот момент генерал-майор Денер отдал приказ о начале немедленной контратаки.
П.Карель "Гитлер идёт на Восток"

Разумеется, и здесь не было никакой проверки изложенных сведений*, да и источника сведений тоже нет, хотя написано так, как будто тыловой эсесовец Карель присутствовал там лично.

  • забегаю вперёд, но вы, наверное, и сами уже догадались

Единственное, что можно проверить - номер дивизии, число и место событий:

  • 17-е ноября 1944-го года, около деревни Мусино, 44-я кавалерийская дивизия, названная Карелем "монгольской".

Попробуем найти "монгольскую" 44-ю кавдивизию.

Таковая, действительно, есть. 44-я КД (51-й, 45-й и 54-й конные полки) сформирована в августе 1941-го в Ташкенте, участвовала в советско-британской оккупации Ирана*, в сентябре отправлена в СССР

14-го ноября 44-я КД прибывает, согласно донесению, в район Утишево, Блуди, Хурулёво:

яндекс-карты. под второй точкой - Хурулёво
яндекс-карты. под второй точкой - Хурулёво

Вот только в ночь с 17-го на 18-е ноября один полк этой дивизии отчитывается о взятии н.п. Кузяево, а другой полк, днём 18-го ноября, о взятии н.п. Хурулёво и н.п. Спасс, сведений о третьем в донесениях 18-го числа нет.

О Мусино в донесениях дивизии речи не идёт, но ведь 6,5 километров - расстояние не большое?

Проблема в том, что 45-й конный полк ещё 18-го числа отчитался и о том, что удержать Хрулёво не удалось, под давлением противника и из-за отсутствия связи с соседом или самого соседа (курсантского полка), полк отходит, вероятно, на северо-восток. 19-го ноября отходит и вся дивизия. Под воздействием авиации противника:

сайт Память народа: "боевые действия 44-й кавалерийской дивизии"
сайт Память народа: "боевые действия 44-й кавалерийской дивизии"

44-я КД обороняется на новых рубежах, затем, 23-го ноября, оставив в обороне один полк, совместно с 52-й кавдивизией генерала Доватора, возвращается к активным действиям. Повторяет трёхдневный цикл с лихими атаками, обороной и отступлением. И только после этого следует большой перерыв, с 27-го ноября по 9-е декабря 1941-го года, который может подразумевать серьёзные потери.

С 9-го декабря дивизия участвует уже в наступлении Красной Армии, в ходе битвы под Москвой. Всеми тремя конными полками.

Если посмотреть все донесения за ноябрь, дивизия действовала отнюдь не лобовыми атаками на укреплённые позиции, отходя под сильным давлением или угрозой окружения. И, по всей видимости, 44-я КД либо запомнилась кому-то, с кем общался Карель, либо попала под "огонь" пропаганды ещё во время войны. Из-за своих успешных или не очень, но частых рейдов, став достаточно серьёзной головной болью, чтобы "отомстить" ей печатным словом.

Описание Кареля имеет слишком много совпадений с реальностью, чтобы быть полной выдумкой, отмечен даже тот момент, что 44-я кавдивизия какое-то время действовала всего двумя полками, при этом, реальностью оно быть тоже не может. Помимо фантастичности истории гибели кавалеристов, с нарушением уставов по дистанции выхода в конную атаку в десять раз (всего 200-250 метров), но идеальной "стремя в стремя" вольтижировкой, 44-я КД не смогла бы столь активно действовать будучи уничтоженной полностью или на две трети, даже если допустить, что сами потери в советских документах скрывали.

Главный вопрос в том, готовы ли вы проверять каждый абзац в книге которую читаете?

Описание гибели 44-й кавдивизии я впервые встретил в книге Широкорада "Артиллерия в Великой Отечественной Войне". Не знаю как сейчас, но в нулевые этот автор был довольно популярен, и он просто положился на мнимый авторитет Кареля, скопировав его дословно.

Эсесовец Шмидт, в ипостаси "историка Кареля", известен и в России, предисловие к изданию Эксмо 2005-го года его книги "Сталинград. Крах операции «Блау» " называет его известным историком и журналистом. Ни в одном описании на сайтах книжных сетей я не встретил упоминания о его настоящей личности. Коммерция, что тут скажешь.

Хотя к армии он прямого отношения не имел, но линию на "чистый Вермахт" выдерживает столь же строго, как и военные мемуаристы.

Другие статьи на канале: