Приветствую Вас.
Задумывались ли Вы, сколько было создано различных произведений искусства, написано книг, сочинено и спето песен, сыграно музыкальных композиций, снято фотографий и кинофильмов, скажем до 1920 года?
Полагаю, крупные государственные архивы, имеющие более точные данные, нежели доступны простому обывателю, могли бы подсчитать, и цифры такие, вероятно даже можно найти в отдельных публичных медиа.
А теперь можно задаться таким вопросом: можно ли точно подсчитать количество подобных творческих объектов созданных человеком с 1920 по 2020 год?
У меня нет уверенности, что за эти 100 лет созданное при помощи музы и человеческого разума, представляется возможным в точности учесть и подсчитать. Приблизительно, конечно можно попытаться сделать это инструментами статистики, но реальные цифры будут от нее очень стремительно убегать во времени, т.к. количество произведений с каждым днём растет.
Вопрос выбора
С развитием технологий, появления дома персональных компьютеров в 1980-х годах XX столетия и постепенного их распространения и совершенствования, количество людей, которые могут эффективно что-то творить растет с геометрической прогрессией.
Ведь раньше, чтобы писать книги, статьи в периодике, музыку, картины или например - снимать качественные фотографии, необходимо было этому серьезно учиться, причем зачастую именно получать соответствующее профильное образование - это требовалось. чтобы подтвердить свои навыки на профессиональном уровне и получить специальность.
Затем надо было в своей профессии показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свой талант коллегам, выйти на широкую публику и только спустя довольно длительное время стать известным - наступал момент славы. Поддерживая свою творческую деятельность на качественном уровне, творец мог расчитывать на то, чтобы оставить свой след в истории.
Что же изменилось с годами? За счет современных технологий, доступа к колоссальному объему информации, человек получил более широкие возможности для самообразования и самообучения.
Сегодня многие вчерашние "самоучки", могут демонстрировать возможности сопоставимые с профессионалами своего дела, не имея при этом диплома соответствующего направления / профиля.
Чтобы познакомить публику с результатами своего творчества, теперь вовсе не обязательно проходить весь тот тернистый путь, что упомянут выше. Огромное количество онлайн-сервисов позволяют за считанные минуты поделиться своим творчеством с миллионами людей.
Конечно, из-за того, что желающих рассказать о себе, также огромное количество, то даже настоящему таланту надо еще достучаться до публики и на это необходимо некоторое количество времени и усилий. Однако способы заявить о себе действительно шагнули далеко вперед, если брать в сравнение прежние эпохи.
Какое явление было порождением такой доступности инструментов для самообразования, самовыражения и легкого доступа к публике, при наличии большого количества творческих людей в принципе и той части из них, кто хочет, чтобы о нем и его таланте узнали широкие народные массы?
Имя явлению, - переизбыток информации.
Достаточно ввести в поисковике фразу, как на экран выдаётся несколько миллионов результатов по интересующей теме. Уже появился даже отдельный навык - поиск в сети, чтобы найти нужное среди похожего.
Попробуйте например вообразить, сколько существует на свете музыкантов, ныне живущих и тех, кто уже покинул этот мир. А сколько и каких они сочинили произведений. Могу сказать, что даже приблизительно не отвечу на такой вопрос. Уверен, есть масса меломанов, кто знает далеко не все песни своей любимой группы.
В ранние времена, численность населения земли была значительно меньше, и тех, кто радовал землян прекрасным, было пропорционально меньше, - даже из числа известных.
Сегодня же, даже приблизительно сложно представить, сколько насчитывается одних лишь музыкантов. А ведь есть еще много творческих профессий, будь то писатели, поэты, художники - не буду пытаться перечислить все, чтобы случайно не обидеть не упомянутые категории творцов.
Наверняка, тот кто дочитал до этого места, может задать вопрос: а что в этом плохого? Ведь чем больше выбор, тем, тем лучше.
С одной стороны да, лучше. Но лишь в том случае, если есть возможность ознакомиться со всем ассортиментом. А если "ассортимент" стремится к бесконечности, как быть в таком случае, чтобы найти то самое, свое и в дальнейшем любимое?
Здесь также можно справедливо возразить: значит далеко не все из созданного Вам придется познать. Но я уточнил бы: на самом деле, познать удастся лишь очень малую часть.
И тут вроде нет беды, но встает интересный вопрос: каковы перспективы такого роста креатива, если уже сегодня среднестатистический обыватель не в состоянии даже оценить, сколько всего интересного для себя он никогда не узнает за всю жизнь?
Все вопросы автора выше, естественно не являются претензий на истину, но ставят вопрос перед каждым читателем.
Вопрос сохранности данных
Помимо всего описанного, хотелось бы коснуться и такой темы, как сохранность всего созданного человеком, что было переведено в цифровую форму, или было в таком виде создано изначально.
Не даром, в начале текста упоминались компьютерные технологии.
Многим полагаю должно быть известно, что вся информация в современных компьютерных системах хранятся на накопителях данных (чаще всего жесткие диски на серверах и домашних ПК). Такие накопители сами по себе являются устройствами довольно уязвимыми и не вечными.
И если жесткие диски, с помощью современных систем резервного копирования позволяют избежать в большинстве ситуаций мгновенной потери всех данных, то само ИТ-оборудование не может похвастаться 100% надежностью при любых обстоятельствах.
Спешу предвидеть возражения, что мои выводы поспешны и надежность современных систем хранения данных шагнули далеко вперед и нет причин сомневаться в том. Вместе с тем прошу представить, сколько забот может вызвать выход из строя жесткого диска на домашнем компьютере / ноутбуке, где вы годами с любовью складывали дорогие вашему сердцу фотокадры путешествий и личной жизни (виват "облачным" сервисам, "живущим" на жестких дисках).
Но давайте вспомним один эпизод из прошлого, по возрасту человечества не такому уж и отдаленному. 1859 год, мощная солнечная вспышка, круглосуточное свечение верхних ионизированных слоев атмосферы. В тот год, по разным сообщениям вышли из строя самые различные наземные средства коммуникации и электрические энергосистемы, телеграф и т.п. Кому интересные все детали, - поищите по словам "Событие Кэррингтона". А теперь достаточно включить ненадолго фантазию и предположить, какие последствия для всей электронной инфраструктуры человечества может иметь повторение чего-то аналогичного в наши дни.
Конечно, такое событие, имеет очень малые шансы на повторение в ближайшие годы, но нет никакой гарантии, что этого никогда не случится. И это лишь один из факторов риска для цифровых данных и пример, на первый взгляд неочевидной хрупкости результатов человеческих трудов, если смотреть на цифровые технологии, как на некий абсолют.
Безусловно, цифровые технологии заметно повысили комфорт жизни в развитых странах, но верно подметили древние люди: у монеты всегда две стороны медали и очень важно об этом не забывать.
Интересной темой тут является отношение ученого мира к такой проблематике, т.к. на кону может стоять не только сохранность произведений искусства.
А что думаете вы по таким вопросам?