Найти в Дзене
Супер Ментор

Безусловные плюсы итогового сочинения

Оглавление

Появилась информация, что в связи с эпидемией итоговое сочинение может быть перенесено на более далекую дату (пока это испытание запланировано на 2 декабря), и Интернет сразу заполнился предложениями родителей?/ учеников? и не только об отмене данного испытания. Мол, ненужная вещь вообще, это сочинение только отвлекает от подготовки к ЕГЭ и т.п.

А так ли это?

Конечно, каждый волен оставаться при своем мнении, однако я обозначу и свою позицию. Итоговое сочинение – крайне полезное, можно даже сказать, необходимое испытание на пути выпускника.

Готовясь к итоговому сочинению, выпускник уже повторяет грамматические и лексические нормы русского языка, применяет их на практике, понимает и проходит все этапы создания текста: ориентировку в теме, планирование, реализацию и контроль.

Но это не главное. Главное, что выпускник учится думать. И думать не о новом айфоне, а о вечных проблемах, без размышления над которыми невозможно стать человеком. А чтобы быть человеком, мало им родиться (так человек лишь биологически человек), надо им СТАТЬ. А это невозможно без литературы: она учит размышлять и сопереживать, она дает шанс примерить на себя шинель и сапоги другого человека, пройти его путь, понять, легко ли быть героем или изгоем и т.д и т.п.

Сочинение должно быть литературоцентрично, ибо в 17-18 лет мало еще собственного бэкграунда, мало пищи для ума без художественного текста. Без философии великих людей. Говорят же, читай великие книги – впитаешь великие мысли. А там и сам будешь великим человеком. Главное – человеком!

Сочинение должно быть обязательно рассуждением о вопросах бытия, человеческой сущности, свободы выбора, преемственности и ответственности перед предками и потомками. И если эти вопросы постоянно обсуждаются дома и в школе, написать сочинение не составит никакого труда.

Итак, плюсы итогового сочинения

1. Итоговое сочинение позволяет обобщить опыт писателей и литературных героев и посмотреть на собственную жизнь, на себя, на свое предназначение с высоты философского мировоззрения. Не только как на Петю Петрова, которому надо сдать экзамены и куда-то поступить, потому что так сказали родители, но и как на человека,

который пришел в этот мир не просто для того, чтобы сжигать кислород и загрязнять нашу Голубую планету, а как на человека, который ищет свое предназначение. Следовательно, размышление над такими проблемами позволит сформировать в сознании образ мира и образ себя в этом мире, а именно это и делает жизнь человека осмысленной, именно этого так не хватает современному человеку.

2. Итоговое сочинение по объему гораздо больше сочинения ЕГЭ, поэтому выпускнику будет проще написать шаблонный «текст по тексту» из ЕГЭ.

Честно сказать, я бы поменяла эти два сочинения местами. В декабре – сочинение по тексту, на его понимание и интерпретацию, а летом в рамках ЕГЭ пусть пишут сочинение по типу итогового. К этому времени уже будет закончен полный курс литературы, а то труды ХХ в. остаются за бортом (до декабря невозможно изучить эти произведения).

Более правильный вариант– отправить сочинение по тексту, объемом в 150 слов, в задачи ОГЭ по русскому языку, потому что сочинения в 70 слов выглядят просто смешными отписками, ибо это объем для 5-7 класса (хотя и там работы пишут гораздо большего объема). Тогда итоговое сочинение можно как своеобразный порог оставить в декабре, а в ЕГЭ предложить сочинение большего объема (от 500 слов) на философскую тему, чтобы ученик размышлял над проблемами бытия и использовал аргументы из всех сфер жизни (истории, философии, религии, науки, искусства, русской и зарубежной литературы и т.п.).

3. Готовясь к итоговому сочинению, выпускник повторяет правила русского языка, много читает, размышляет. Следовательно, активизируется мозговая деятельность, а это благотворно скажется на подготовке к другим ЕГЭ и ДВИ.

4. Кроме того, некоторые в процессе подготовке к итоговому сочинению так увлекаются писательством, что впоследствии это становится их хобби и даже основной профессией.

О том, как продуктивно готовятся мои ученики к итоговому сочинению, можно посмотреть здесь

Спасибо, что дочитали! Оставляю за каждым право на собственное мнение. Если есть желание высказаться, можете оставить комментарии. На моем канале приветствуется плюрализм Всем здоровья, радости и успеха!