23 апреля 1877 года Османская империя начала блокаду русского побережья. Но первый ход в войне против торгового мореплавания сделала Россия.
6 июня 1877 года вооруженный пароход «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта Макарова вышел из Одессы.
Это был его первый рейд против вражеского коммерческого судоходства.
На следующий день в рейд вышел и пароход «Владимир».
Уже 8 июня «Владимир» захватил у турецких берегов в западной части Черного моря бриг «Аслан-бахри».
«Константин» перехватил и сжег у берегов Анатолии западнее Синопа четыре турецких парусника с грузом дров, леса и сельскохозяйственных продуктов.
В последних числах июня турецкий адмирал Хюсню-паша, оставив в Батуме эскадру деревянных кораблей под командованием Ферик Ахмеда, с эскадрой броненосцев направился в северо-западную часть Черного моря.
Однако по дороге русских судов ему не попалось, а подходить близко к Одессе Хюсню-паша не решился.
Отказавшись от атаки Одессы, Хюсню-паша повернул на восток, к Крыму. 29 июня его корабли обстреляли Евпаторию и захватили небольшой парусник «Святой Николай» с грузом соли.
Позже эскадра броненосцев Хюсню-паши ушла в Констанцу.
Турки не смогли добиться победы даже у своих берегов. Утром 11 июля русский вооруженный пароход «Веста», вышедший к западному побережью Черного моря, в 35 милях к северо-востоку от Констанцы встретился с турецким броненосным корветом «Фетх-и Буленд».
Пароход «Веста», построенный в Англии еще в 1857 году, при водоизмещении 1100 тонн и максимальной скорости 12 узлов был вооружен пятью 6-дюймовыми мортирами, двумя 107-мм и одной 87-мм пушками.
«Фетх-и Буленд» был построен в Англии в 1870 году, имел водоизмещение 2760 т, броневой пояс толщиной до 229 мм, четыре 229-мм орудия по углам броневого каземата, и развивал скорость в 13 узлов.
Бой начался в 8 часов утра; к 10 часам расстояние между кораблями сократилось до 5 кабельтовых.
С турецкого броненосца открыли огонь. «Веста» получил несколько попаданий: два снаряда попали в борт у ватерлинии; один – вывел из строя кормовую мортиру; два – разбили вельбот и катер правого борта.
Чуть позже еще один снаряд попал в корму, взрывом перебило штуртрос, и пароход на некоторое время потерял управление.
Всего экипаж «Весты» потерял 12 человек убитыми и 30 ранеными.
Ответным огнем на турецком броненосце была повреждена дымовая труба, и он снизил ход. На турецком корабле начался пожар, и он прекратил преследование.
В конце июля 1877 года русское морское командование решило провести собственную морскую операцию. Целью похода эскадры под командованием контр-адмирала Чихачева, было прикрыть перевод из Одессы на Дунай речные боевые суда.
В походе участвовали два броненосца, а также вспомогательные крейсера «Эльборус», «Великий князь Константин», «Аргонавт» и «Ливадия».
Выход к устью Дуная прошел без особых осложнений.
На Кавказе в конце июля 1877 года русские войска предприняли контрнаступление с целью о свобождения прибрежного района между Адлером и Очамчирой, занятого турками.
Основные силы двигались с севера и с юга вдоль берега.
Однако 5 августа полковник Шелковников доложил о том, что узкая прибрежная полоса у Гагр шириной всего в пару сотен метров прикрывается турецким броненосцем.
Из Севастополя был выслан «Великий князь Константин», уже в ночь с 6 на 7 августа он подошел к Гаграм.
Макаров планировал атаковать турецкий броненосец своими минными катерами, но не нашел врага в темноте. С рассветом броненосец сам обнаружил русский корабль и начал погоню. В это время отряд Шелковникова преодолел прибрежную полосу.
8 августа отряд Шелковникова форсировал реку Бзыбь, а 11 августа подошел к Гудауте, после чего турки приняли решение эвакуировать Сухум.
15 августа отряд Шелковникова вышел к Сухуму, позже подошла колонна генерала Алхазова.
19 августа турки эвакуировались морем.
Русские вспомогательные крейсеры продолжили действия против турецкого судоходства в юго-западной части Черного моря. 11 августа из Очакова к берегам Румелии вышла бывшая царская яхта «Ливадия».
Уже на следующий день возле Варны яхта захватила и уничтожила двухмачтовое турецкое парусное судно, а 13 августа наткнулась на турецкий броненосец «Фетх-и Буленд», который бросился за ней в погоню. Преследование продолжалась 18 часов – но «Фетх-и Буленд» не смог догнать русский пароход. «Ливадия» благополучно пришла в Севастополь.
В ноябре 1877 года в Николаеве закончили оснащение самый крупный из вспомогательных крейсеров пароход «Россия» водоизмещением 4200 тонн, развивавший скорость в 13 узлов. Он получил мощную артиллерию: шесть 203-мм и три 153-мм пушки, две 152-мм мортиры и две 87-мм пушки.
Командиром крейсера был назначен капитан 2-го ранга Баранов – бывший командир «Весты», получивший повышение в чине за бой у Констанцы.
13 декабря 1877 года в своем единственном походе у анатолийских берегов «Россия» захватила турецкий транспорт «Мерсин» водоизмещением в 1005 тонн везший солдат на Кавказский фронт.
В плен попало свыше 700 солдат противника, в том числе 10 офицеров. Сам корабль был доставлен в Севастополь, переименован и включен в состав Черноморского флота.
В ходе кампании 1877 года борьбу за море выиграл русский флот. Хотя турки, и имели многократное численное превосходство, но успех их у Кавказского побережья был временным.