Дорогой читатель!
Знаю, что на страницах учебников и "волшебного" Интернета Вы встречали множество советов от опытных гуру и практикующих учителей о том, как научиться грамотно писать и излагать свои мысли.
Я не вправе спорить об эффективности предлагаемых рекомендаций и целых методик, и не буду этого делать. Уверена, что не было бы их в таком количестве, если бы мы развивались, чувствовали и запоминали одинаково. Так не бывает.
Вот и мои мальчишки, несмотря на годы между ними, примерно в одном и том же возрасте сталкивались с трудностями при написании сочинений и изложений. Надо сказать, что в целом писали достаточно грамотно, правила знали и применяли.
Проблемы были в другом.
Иногда дети могли пропускать в словах буквы, или менять их местами. Если я обращала внимание ребят на то или иное слово - безошибочно отвечали, как правильно его написать. Но на бумаге все было иначе.
А в творческих работах возникали другие сложности: для высказывания своих мыслей не хватало слов и выражений, трудно запоминался услышанный или прочитанный рассказ.
- Да, дети мало читают, - скажете Вы и будете правы. И мы взрослые читаем редко, чаще по необходимости. Чего уж требовать от детей.
Если и Вам, дорогой читатель, знакомы такие неприятности, делюсь советами одной старенькой учительницы. Мое откровение она выслушала с пониманием и рассказала, как поправить ситуацию.
Упражнение 1. Развиваем орфографическую зоркость!
"Проверка наоборот".
Если ребенок теряет, заменяет буквы в словах, и при многократном особенно беглом чтении написанного им не видит орфографических ошибок, научите ребенка самостоятельной "проверке наоборот".
Как это делается?
Пример текста.
Из оконца виден день, блещущий облаками. Вчера дождили они, сегодня гонит их резвый ветер, что стаю птиц.
1) После написания (списывание или диктант) читаем внимательно текст целиком, чтобы не потерять смысловую нить.
2) Теперь читаем этот же текст в обратном порядке - с самого конца по слогам.
птиц, ста-ю, что, ве-тер, рез-вый, их, го-нит се-го-дня, о-ни, дож-ди-ли, вче-ра, об-ла-ка-ми, бле-щу-щий, день, ви-ден, о-кон-ца, из
При таком чтении перед глазами возникает полная бессмыслица. Мозг читающего растерян, поэтому старается принудительно вникнуть в суть каждого слова. И распознаёт ошибки.
Упражнение 2. Учим прозу.
Еще до детского сада дети часто и без усилий заучивают маленькие стишки, затем в школе - стихи более серьезные. И при должном усердии привычка заучивания помогает быстрее осваивать информацию.
Но для развития речи этого мало. Поэтому усложняем задачу для нашей памяти, собирая в копилку различные смысловые связки в виде нерифмованных словосочетаний и предложений.
Что делаем?
1) Дословно заучиваем наизусть сначала короткие предложения (для получения навыка), затем более развернутые, позже - короткие тексты из 2-5 предложений.
2) Заучив текст, проговариваем его вслух, с интонацией, вспоминая знаки препинания.
3) Записываем заученный текст по памяти и сверяем с оригиналом на предмет пропусков, орфографических и синтаксических ошибок. Тут же можно использовать Упражнение 1.
Упражнение 3. Теперь на отдельном листе бумаги заученный короткий текст переписываем своими словами, сохраняя смысл и/или сюжетную линию.
Снова сравниваем свое творение с оригиналом. Чем чаще так тренироваться, тем грамотнее и интереснее получаются уже свои маленькие сочинения.
Такие упражнения мы практиковали дома в течение года почти каждую неделю на выходных, начиная с малого, чтобы не перегрузить. Затем реже - примерно раз в месяц. Результат порадовал всех.
Со временем письменные работы стали яркими и осмысленными. В них появился характер и личное отношение к событию.
Может и Вам пригодится? Попробуйте!