Повестка-2030 и Цели в области устойчивого развития, равно как и Парижское соглашение, усилили приверженность международного сообщества делу продвижения по пути устойчивого развития. Во всех этих документах подчеркивается важность включения принципов устойчивости и критериев борьбы с изменением климата во все направления и секторы экономической деятельности, включая грузовые перевозки.
Между Повесткой-2030, Целями, Парижским соглашением и устойчивыми грузовыми перевозками существует тесная взаимосвязь. Грузовые перевозки связаны с масштабными аспектами деятельности современных обществ и экономических структур. Они повышают эффективность экономики и обеспечивают общественные выгоды, включая поддержку торговли, увязывание производственно-сбытовых цепочек, расширение транспортного сообщения, обеспечение доступа к рынку, создание рабочих мест и предоставление возможностей для деловых операций. Однако такие выгоды могут сойти на нет, если неустойчивая практика грузовых перевозок будет по-прежнему оставаться частью моделей повседневной деятельности. Внедрение тройного прагматичного подхода, способствующего достижению сбалансированных компромиссов, которые обеспечивают оптимальные экономические и социальные выгоды при минимальном ущербе окружающей среде, является ключевым фактором для разрешения дилеммы «рост–устойчивость» и содействия достижению Целей.
Концепция устойчивого транспорта может предполагать различные определения и популяризировать какое-либо конкретное направление, такое как экономика (эффективный и конкурентоспособный транспорт), общество (инклюзивный транспорт) или окружающая среда (экологичный транспорт). ЮНКТАД отмечает, что устойчивый морской транспорт предусматривает обеспечение равновесия между всеми тремя направлениями этого сектора. В более конкретном плане он предполагает, среди прочих критериев, морскую транспортную инфраструктуру, службы и операции, которые являются эффективными, безопасными, социально приемлемыми, общедоступными, надежными, допустимыми по стоимости, топливосберегающими, экологически рациональными, низкоуглеродными и стойкими к изменению климата.
Недавний ускоренный рост числа технологических достижений и инноваций свидетельствует о значительных потенциальных возможностях применения таких технологий для поддержки усилий по наращиванию устойчивости в сфере морского транспорта. Технологии и цифровые решения, которые особо актуальны для морского транспорта, касаются таких параметров, как местоположение, подключение устройств, анализ больших данных, когнитивные вычисления и открытые платформы для сбора, обработки и доступности данных и информации, а также сетей и сред данных. Такое приложение может использоваться для всех аспектов транспорта, включая операции, планирование, а также проектирование, разработку и обслуживание инфраструктуры. Они открывают новые возможности, генерируя дополнительную стоимость, которая выходит за рамки традиционных видов деятельности, таких как перевозка или обработка грузов. При этом остаются многие вопросы, учитывая неопределенность, а в ряде случаев – факторы риска и уязвимости, которые могут ассоциироваться с различными появляющимися цифровыми решениями и инновациями. Такие инновации должны пройти определенную эволюцию и окрепнуть, прежде чем они станут приемлемыми, экономически доступными, надежными и безопасными и будут обеспечивать содействие в достижении целей устойчивости морского транспорта. Поэтому важное значение имеет мониторинг этапов соответствующего эволюционного процесса.
На возможности сектора морского транспорта по достижению целей, касающихся обеспечения устойчивости, оказывают влияние различные события.
Экономический рост и транспортная деятельность
Спрос на услуги морского транспорта является производным от спроса, стимулируемого одновременно ростом мирового народонаселения, потребительскими потребностями, промышленной деятельностью, урбанизацией, ростом торговли и экономики. В одном из базовых сценариев Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что за период 2015–2050 годов общий объем спроса на грузовые перевозки как на внутреннем, так и на международном уровнях, выраженный в миллиардах тонно-километров, вырастет в три раза, прежде всего под воздействием экономического роста. При таких темпах прироста примерно за два последующих десятилетия можно ожидать удвоения общемирового объема морских грузоперевозок. Упомянутые тенденции в сочетании с традиционным подходом к морскому транспорту, в котором не учтены соответствующие цели по обеспечению устойчивости этого сектора, могут ослабить его способность к осуществлению планов и целей в области устойчивости и Повестки-2030.
Энергопотребление
Активизация экономической деятельности влечет за собой рост энергопотребления. Объем энергопотребления и высокая степень зависимости судовых двигателей от нефтепродуктов подрывают устойчивость сектора. Использование морского бункерного топлива сопровождается интенсивным выделением углерода и высокой степенью загрязнения. В то же время сектор пока не готов к полному переходу на альтернативные виды топлива или к масштабному внедрению энергоэффективных технологий. Прогнозы показывают, что к 2040 году на долю морских перевозок, вероятно, будет приходиться более половины прироста общего объема энергопотребления при грузовых перевозках.
Инфраструктурные пробелы, доступ и транспортное сообщение
Неадекватное и неудовлетворительное состояние инфраструктуры морского транспорта, а также ограниченность и затрудненность физического доступа к портам и ненадлежащий характер внутренних связей могут ослабить роль этого сектора как двигателя торговли, глобальной экономической интеграции и устойчивого развития. Упомянутые факторы приводят к росту расходов, удлинению сроков, снижению надежности и подрыву морского транспортного сообщения. Ограничение транспортного сообщения со странами, особенно малыми островными развивающимися государствами, ставит под вопрос устойчивость данного сектора.
Суперлайнеры и ограничения по загрузке
Наблюдавшееся в последние годы использование суперлайнеров оказывало влияние на портовые терминалы в процессе взаимодействия между лайнером и портовой инфраструктурой, выполнения складских и терминальных операций, прохода через шлюзовые ворота и внутренних маневров. Физические характеристики и требования в отношении обработки таких судов создают дополнительную нагрузку для портовых операций и сооружений. Повышение эффективности и производительности порта приобретает еще большее значение для сокращения затрат и повышения конкурентоспособности торговли. Цели, связанные с обеспечением устойчивости порта, все больше определяются под воздействием этой дополнительной нагрузки, и портовым операторам и административным сотрудникам, а также другим субъектам портового сообщества необходимо улучшать показатели с точки зрения экономических, социальных и экологических параметров устойчивости.
Транспортные расходы
Устойчивость морского транспорта предполагает экономически доступные и разумные по стоимости транспортные и портовые услуги, которые в то же время обеспечивают прибыль поставщикам услуг. Для этого требуется эффективный контроль над факторами, влияющими на расходы в секторе морского транспорта, включая инфраструктуру, торговлю (объемы, эффект масштаба и несбалансированная направленность потоков), конкуренцию, тип перевозимых товаров и положение в соответствующих транспортных сетях (центр и/или периферия, хабовые и/или фидерные порты и службы). Таким образом, для повышения уровня устойчивости морского транспорта прежде всего необходимо тщательнее проанализировать определяющие факторы расходов на морской транспорт и эффективно снижать чрезмерную зависимость сектора от силовых систем, работающих на нефтепродуктах.
Загрязнение воздуха
Выбросы загрязнителей воздуха в секторе морского транспорта, в том числе выбросы оксида серы и оксида азота, наносят серьезный удар по устойчивости сектора. Такие выбросы создают угрозу возникновения опасных ситуаций с точки зрения здравоохранения и общественной безопасности. Согласно оценкам, в 2007–2012 годах объем выбросов оксида серы и оксида азота при международных морских перевозках составлял соответственно 12% и 13% от общемирового объема выбросов этих загрязнителей.
Выбросы парниковых газов
По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки остаются эффективным способом транспортировки с точки зрения выбросов диоксида углерода на тонно-милю. Однако без принятия мер по смягчению последствий можно ожидать, что выбросы углерода в этом секторе будут расти и существенно препятствовать обеспечению его устойчивости. Судоходство играет ключевую роль в содействии достижению согласованной на международном уровне и предусмотренной в Парижском соглашении цели, которая предусматривает удержание повышения глобальной средней температуры не более чем на 2 °C сверх доиндустриальных уровней. В ряде определяемых на национальном уровне вкладов, предусмотренных Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата, предлагается принятие мер по смягчению последствий в секторе транспорта, которые пока остаются недостаточными.
Обеспечение устойчивости морского транспорта
Переход к устойчивым системам морского транспорта может быть сопряжен с вызовами, особенно для развивающихся стран. Одним из основных препятствий для достижения устойчивости морского транспорта является недостаточное осознание того, как обеспечить взаимоусиление между экономическим, социальным и экологическим аспектами устойчивости при их интеграции в соответствующие процессы планирования, инвестиций и выработки политики в транспортной сфере. К числу других препятствий относятся отсутствие общемировых стандартов оценки устойчивости функционирования сектора, ограниченность доступа к технологиям, недостаточная глобальная координация, неадекватный и недостаточный доступ к финансированию, нехватка инвестиций, инфраструктурные пробелы и низкий уровень обслуживания инфраструктуры, а также слабость национальной политики содействия и законодательно-нормативной основы. В некоторых случаях, особенно в малых островных развивающихся государствах и в развивающихся странах, не имеющих выхода к морю, действуют дополнительные ограничения, обусловленные размером и географическим положением государства, его уязвимостью к потрясениям, включая природные катаклизмы.
В настоящее время технологии «блокчейн» и «Интернет вещей» рассматриваются на предмет их применения в секторе морского транспорта, поскольку они могут способствовать оптимизации его деятельности и совершенствованию процедур благодаря анализу данных. Цель их внедрения заключается в сокращении расходов, повышении эффективности и рентабельности и обеспечении дополнительных услуг, ориентированных на поиск решения, которые соответствуют запросам потребителей, касающимся повышения уровня прослеживаемости и надежности. Такие технологии приводят к созданию новых бизнес-моделей и пересмотру деловых операций как внутри компаний, так и в отношениях между ними. Кроме того, они повышают соединяемость различных субъектов и видов деятельности внутри морских производственно-сбытовых цепочек, а также между такими цепочками и более широкими логистическими и снабженческими механизмами.
Ряд таких цифровых технологий дают судоходным компаниям, в частности операторам морских контейнерных перевозок, возможность получать больше информации о выгодах от присоединения к экспертной системе глобальной логистики, перехода от основного вида деятельности к логистическим интеграторам благодаря использованию платформ информационной технологии. При этом также создаются возможности для укрепления мультимодальных соединений, в частности между судами, автоматизированными терминалами и транспортными средствами, перевозящими грузы во внутренние районы и из них. Кроме того, цифровые технологии влияют на конкуренцию в самом секторе. Компании конкурируют на основе стратегий электронной торговли, разрабатывая дополнительные цифровые услуги, опираясь на порталы и приложения информационных технологий, что дает владельцам груза возможность более тщательного контроля вместо того, чтобы полагаться на владельцев судов и на посредников. Такое распространение цифровых технологий стимулирует значительные инвестиции в технологическое развитие.
Быстрый переход к устойчивому морскому транспорту
Транспортная трансформация предполагает привлечение капитала для морского транспорта с нулевым уровнем выбросов и для оборудования, которое значительно снижает выбросы углерода. Миссия транспортной трансформации - ускорить переход водного транспорта к работе с низким и нулевым уровнем выбросов.
Альтернативные виды топлива и революция в области электромобилей достигли и сферы морского судоходства, и за этим последуют новые шаги в области применения современных технологий. По мере совершенствования технологий более крупные и быстрые суда повышают свою конкурентоспособность за счет перехода на электричество или использования новейших технологий сокращения выбросов парниковых газов. Однако, это поднимает на повестку дня вопрос финансирования - предварительные вложения для перехода на новые технологии могут быть значительными.
Топливо составляет большую часть эксплуатационных расходов коммерческих двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, с января 2022 года в ЕС будут действовать особая ценовая политика в области углеродных перевозок. Снижение затрат на топливо и выбросов парниковых газов изменит конъюнктуру рынка Сейчас для малых судов расходы на топливо могут составлять 75-90% от общих эксплуатационных расходов, в зависимости от местных цен и профиля использования.
Применение новейших технологий, таких как гибридная и электрическая силовая установка, исключает расходы на топливо и защищает операторов от колебаний цен на топливо, однако альтернативные силовые установки требуют значительных инвестиций. Транспортная трансформация помогает, предоставляя пакеты независимой технической экспертизы, лизинг и оборудование как услугу для систем хранения энергии и трансмиссий или целых судов и флотов. Эти финансовые решения позволяют быстро перейти к более экологичным перевозкам и снизить технологические риски.
Преобразование требует незначительных первоначальных капиталовложений или может совсем без них: экономия, полученная за счет исключения затрат на топливо и “углеродных цен”на двигательную установку с нулевым уровнем выбросов.
Развиваются альтернативные виды топлива, современные судовые электрические силовые установки не выделяют вредных выхлопных газов во время использования. Современные технологии могут значительно снизить выбросы углерода и других вредных веществ. Это значимый шаг к миру с нулевым уровнем выбросов.
Для малых и средних судов общее сокращение углеродного следа составляет от 60% до 80% и уже является обычным явлением при использовании энергии из обычной электрической сети. Еще лучшей представляется ситуация, когда компания осуществляет переход на возобновляемые источники энергии или солнечную энергию.
Соблюдение амбициозных целей в области устойчивого развития становится реалистичным и может даже дать конкурентное преимущество транспортным компаниям. Пассажиры судов с электроприводом наслаждаются тишиной, отсутствием выхлопных газов и пониженной вибрацией на борту - эти факторы являются несомненными плюсами для туристических компаний.
Для “строительства моста” требуется фундамент с каждой стороны. Чтобы соединить индустрию чистого судоходства с финансовой вселенной, должна осуществляться поддержка уникального набора компетенций, которая будет гарантировать высокую эффективность и четкую направленность на ускорение перехода отрасли морского транспорта к работе с низким и нулевым уровнем выбросов.
Подробнее:
https://www.reutersevents.com/sustainability/esg-investors-slow-make-waves-25tn-ocean-economy
https://www.woi.economist.com/financing-the-ocean-technologies-of-tomorrow/
https://www.marine-capital.co.uk/
https://unctad.org/system/files/official-document/cimem7d17_ru.pdf
Автор: Бестужева Ника IxD Capital
Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews
#ixdcapital #импакт #морская техника #морские перевозки #морской транспорт #транспорт #порты #корабли #устойчивое развитие #инвестиции