Найти в Дзене
IxD Capital

Импакт-инвестиции в морские перевозки

Оглавление

Повестка-2030 и Цели в области устойчивого развития, равно как и Парижское соглашение, усилили приверженность международного сообщества делу продвижения по пути устойчивого развития. Во всех этих документах подчеркивается важность включения принципов устойчивости и критериев борьбы с изменением климата во все направления и секторы экономической деятельности, включая грузовые перевозки.

Между Повесткой-2030, Целями, Парижским соглашением и устойчивыми грузовыми перевозками существует тесная взаимосвязь. Грузовые перевозки связаны с масштабными аспектами деятельности современных обществ и экономических структур. Они повышают эффективность экономики и обеспечивают общественные выгоды, включая поддержку торговли, увязывание производственно-сбытовых цепочек, расширение транспортного сообщения, обеспечение доступа к рынку, создание рабочих мест и предоставление возможностей для деловых операций. Однако такие выгоды могут сойти на нет, если неустойчивая практика грузовых перевозок будет по-прежнему оставаться частью моделей повседневной деятельности. Внедрение тройного прагматичного подхода, способствующего достижению сбалансированных компромиссов, которые обеспечивают оптимальные экономические и социальные выгоды при минимальном ущербе окружающей среде, является ключевым фактором для разрешения дилеммы «рост–устойчивость» и содействия достижению Целей.

Концепция устойчивого транспорта может предполагать различные определения и популяризировать какое-либо конкретное направление, такое как экономика (эффективный и конкурентоспособный транспорт), общество (инклюзивный транспорт) или окружающая среда (экологичный транспорт). ЮНКТАД отмечает, что устойчивый морской транспорт предусматривает обеспечение равновесия между всеми тремя направлениями этого сектора. В более конкретном плане он предполагает, среди прочих критериев, морскую транспортную инфраструктуру, службы и операции, которые являются эффективными, безопасными, социально приемлемыми, общедоступными, надежными, допустимыми по стоимости, топливосберегающими, экологически рациональными, низкоуглеродными и стойкими к изменению климата.

Недавний ускоренный рост числа технологических достижений и инноваций свидетельствует о значительных потенциальных возможностях применения таких технологий для поддержки усилий по наращиванию устойчивости в сфере морского транспорта. Технологии и цифровые решения, которые особо актуальны для морского транспорта, касаются таких параметров, как местоположение, подключение устройств, анализ больших данных, когнитивные вычисления и открытые платформы для сбора, обработки и доступности данных и информации, а также сетей и сред данных. Такое приложение может использоваться для всех аспектов транспорта, включая операции, планирование, а также проектирование, разработку и обслуживание инфраструктуры. Они открывают новые возможности, генерируя дополнительную стоимость, которая выходит за рамки традиционных видов деятельности, таких как перевозка или обработка грузов. При этом остаются многие вопросы, учитывая неопределенность, а в ряде случаев – факторы риска и уязвимости, которые могут ассоциироваться с различными появляющимися цифровыми решениями и инновациями. Такие инновации должны пройти определенную эволюцию и окрепнуть, прежде чем они станут приемлемыми, экономически доступными, надежными и безопасными и будут обеспечивать содействие в достижении целей устойчивости морского транспорта. Поэтому важное значение имеет мониторинг этапов соответствующего эволюционного процесса.

-2

На возможности сектора морского транспорта по достижению целей, касающихся обеспечения устойчивости, оказывают влияние различные события.

Экономический рост и транспортная деятельность

Спрос на услуги морского транспорта является производным от спроса, стимулируемого одновременно ростом мирового народонаселения, потребительскими потребностями, промышленной деятельностью, урбанизацией, ростом торговли и экономики. В одном из базовых сценариев Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что за период 2015–2050 годов общий объем спроса на грузовые перевозки как на внутреннем, так и на международном уровнях, выраженный в миллиардах тонно-километров, вырастет в три раза, прежде всего под воздействием экономического роста. При таких темпах прироста примерно за два последующих десятилетия можно ожидать удвоения общемирового объема морских грузоперевозок. Упомянутые тенденции в сочетании с традиционным подходом к морскому транспорту, в котором не учтены соответствующие цели по обеспечению устойчивости этого сектора, могут ослабить его способность к осуществлению планов и целей в области устойчивости и Повестки-2030.

Энергопотребление

Активизация экономической деятельности влечет за собой рост энергопотребления. Объем энергопотребления и высокая степень зависимости судовых двигателей от нефтепродуктов подрывают устойчивость сектора. Использование морского бункерного топлива сопровождается интенсивным выделением углерода и высокой степенью загрязнения. В то же время сектор пока не готов к полному переходу на альтернативные виды топлива или к масштабному внедрению энергоэффективных технологий. Прогнозы показывают, что к 2040 году на долю морских перевозок, вероятно, будет приходиться более половины прироста общего объема энергопотребления при грузовых перевозках.

-3

Инфраструктурные пробелы, доступ и транспортное сообщение

Неадекватное и неудовлетворительное состояние инфраструктуры морского транспорта, а также ограниченность и затрудненность физического доступа к портам и ненадлежащий характер внутренних связей могут ослабить роль этого сектора как двигателя торговли, глобальной экономической интеграции и устойчивого развития. Упомянутые факторы приводят к росту расходов, удлинению сроков, снижению надежности и подрыву морского транспортного сообщения. Ограничение транспортного сообщения со странами, особенно малыми островными развивающимися государствами, ставит под вопрос устойчивость данного сектора.

Суперлайнеры и ограничения по загрузке

Наблюдавшееся в последние годы использование суперлайнеров оказывало влияние на портовые терминалы в процессе взаимодействия между лайнером и портовой инфраструктурой, выполнения складских и терминальных операций, прохода через шлюзовые ворота и внутренних маневров. Физические характеристики и требования в отношении обработки таких судов создают дополнительную нагрузку для портовых операций и сооружений. Повышение эффективности и производительности порта приобретает еще большее значение для сокращения затрат и повышения конкурентоспособности торговли. Цели, связанные с обеспечением устойчивости порта, все больше определяются под воздействием этой дополнительной нагрузки, и портовым операторам и административным сотрудникам, а также другим субъектам портового сообщества необходимо улучшать показатели с точки зрения экономических, социальных и экологических параметров устойчивости.

Транспортные расходы

Устойчивость морского транспорта предполагает экономически доступные и разумные по стоимости транспортные и портовые услуги, которые в то же время обеспечивают прибыль поставщикам услуг. Для этого требуется эффективный контроль над факторами, влияющими на расходы в секторе морского транспорта, включая инфраструктуру, торговлю (объемы, эффект масштаба и несбалансированная направленность потоков), конкуренцию, тип перевозимых товаров и положение в соответствующих транспортных сетях (центр и/или периферия, хабовые и/или фидерные порты и службы). Таким образом, для повышения уровня устойчивости морского транспорта прежде всего необходимо тщательнее проанализировать определяющие факторы расходов на морской транспорт и эффективно снижать чрезмерную зависимость сектора от силовых систем, работающих на нефтепродуктах.

Загрязнение воздуха

Выбросы загрязнителей воздуха в секторе морского транспорта, в том числе выбросы оксида серы и оксида азота, наносят серьезный удар по устойчивости сектора. Такие выбросы создают угрозу возникновения опасных ситуаций с точки зрения здравоохранения и общественной безопасности. Согласно оценкам, в 2007–2012 годах объем выбросов оксида серы и оксида азота при международных морских перевозках составлял соответственно 12% и 13% от общемирового объема выбросов этих загрязнителей.

-4

Выбросы парниковых газов

По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки остаются эффективным способом транспортировки с точки зрения выбросов диоксида углерода на тонно-милю. Однако без принятия мер по смягчению последствий можно ожидать, что выбросы углерода в этом секторе будут расти и существенно препятствовать обеспечению его устойчивости. Судоходство играет ключевую роль в содействии достижению согласованной на международном уровне и предусмотренной в Парижском соглашении цели, которая предусматривает удержание повышения глобальной средней температуры не более чем на 2 °C сверх доиндустриальных уровней. В ряде определяемых на национальном уровне вкладов, предусмотренных Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата, предлагается принятие мер по смягчению последствий в секторе транспорта, которые пока остаются недостаточными.

-5

Обеспечение устойчивости морского транспорта

Переход к устойчивым системам морского транспорта может быть сопряжен с вызовами, особенно для развивающихся стран. Одним из основных препятствий для достижения устойчивости морского транспорта является недостаточное осознание того, как обеспечить взаимоусиление между экономическим, социальным и экологическим аспектами устойчивости при их интеграции в соответствующие процессы планирования, инвестиций и выработки политики в транспортной сфере. К числу других препятствий относятся отсутствие общемировых стандартов оценки устойчивости функционирования сектора, ограниченность доступа к технологиям, недостаточная глобальная координация, неадекватный и недостаточный доступ к финансированию, нехватка инвестиций, инфраструктурные пробелы и низкий уровень обслуживания инфраструктуры, а также слабость национальной политики содействия и законодательно-нормативной основы. В некоторых случаях, особенно в малых островных развивающихся государствах и в развивающихся странах, не имеющих выхода к морю, действуют дополнительные ограничения, обусловленные размером и географическим положением государства, его уязвимостью к потрясениям, включая природные катаклизмы.

В настоящее время технологии «блокчейн» и «Интернет вещей» рассматриваются на предмет их применения в секторе морского транспорта, поскольку они могут способствовать оптимизации его деятельности и совершенствованию процедур благодаря анализу данных. Цель их внедрения заключается в сокращении расходов, повышении эффективности и рентабельности и обеспечении дополнительных услуг, ориентированных на поиск решения, которые соответствуют запросам потребителей, касающимся повышения уровня прослеживаемости и надежности. Такие технологии приводят к созданию новых бизнес-моделей и пересмотру деловых операций как внутри компаний, так и в отношениях между ними. Кроме того, они повышают соединяемость различных субъектов и видов деятельности внутри морских производственно-сбытовых цепочек, а также между такими цепочками и более широкими логистическими и снабженческими механизмами.

Ряд таких цифровых технологий дают судоходным компаниям, в частности операторам морских контейнерных перевозок, возможность получать больше информации о выгодах от присоединения к экспертной системе глобальной логистики, перехода от основного вида деятельности к логистическим интеграторам благодаря использованию платформ информационной технологии. При этом также создаются возможности для укрепления мультимодальных соединений, в частности между судами, автоматизированными терминалами и транспортными средствами, перевозящими грузы во внутренние районы и из них. Кроме того, цифровые технологии влияют на конкуренцию в самом секторе. Компании конкурируют на основе стратегий электронной торговли, разрабатывая дополнительные цифровые услуги, опираясь на порталы и приложения информационных технологий, что дает владельцам груза возможность более тщательного контроля вместо того, чтобы полагаться на владельцев судов и на посредников. Такое распространение цифровых технологий стимулирует значительные инвестиции в технологическое развитие.

-6

Быстрый переход к устойчивому морскому транспорту

Транспортная трансформация предполагает привлечение капитала для морского транспорта с нулевым уровнем выбросов и для оборудования, которое значительно снижает выбросы углерода. Миссия транспортной трансформации - ускорить переход водного транспорта к работе с низким и нулевым уровнем выбросов.

Альтернативные виды топлива и революция в области электромобилей достигли и сферы морского судоходства, и за этим последуют новые шаги в области применения современных технологий. По мере совершенствования технологий более крупные и быстрые суда повышают свою конкурентоспособность за счет перехода на электричество или использования новейших технологий сокращения выбросов парниковых газов. Однако, это поднимает на повестку дня вопрос финансирования - предварительные вложения для перехода на новые технологии могут быть значительными.

Топливо составляет большую часть эксплуатационных расходов коммерческих двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, с января 2022 года в ЕС будут действовать особая ценовая политика в области углеродных перевозок. Снижение затрат на топливо и выбросов парниковых газов изменит конъюнктуру рынка Сейчас для малых судов расходы на топливо могут составлять 75-90% от общих эксплуатационных расходов, в зависимости от местных цен и профиля использования.

-7

Применение новейших технологий, таких как гибридная и электрическая силовая установка, исключает расходы на топливо и защищает операторов от колебаний цен на топливо, однако альтернативные силовые установки требуют значительных инвестиций. Транспортная трансформация помогает, предоставляя пакеты независимой технической экспертизы, лизинг и оборудование как услугу для систем хранения энергии и трансмиссий или целых судов и флотов. Эти финансовые решения позволяют быстро перейти к более экологичным перевозкам и снизить технологические риски.

Преобразование требует незначительных первоначальных капиталовложений или может совсем без них: экономия, полученная за счет исключения затрат на топливо и “углеродных цен”на двигательную установку с нулевым уровнем выбросов.

Развиваются альтернативные виды топлива, современные судовые электрические силовые установки не выделяют вредных выхлопных газов во время использования. Современные технологии могут значительно снизить выбросы углерода и других вредных веществ. Это значимый шаг к миру с нулевым уровнем выбросов.

Для малых и средних судов общее сокращение углеродного следа составляет от 60% до 80% и уже является обычным явлением при использовании энергии из обычной электрической сети. Еще лучшей представляется ситуация, когда компания осуществляет переход на возобновляемые источники энергии или солнечную энергию.

Соблюдение амбициозных целей в области устойчивого развития становится реалистичным и может даже дать конкурентное преимущество транспортным компаниям. Пассажиры судов с электроприводом наслаждаются тишиной, отсутствием выхлопных газов и пониженной вибрацией на борту - эти факторы являются несомненными плюсами для туристических компаний.

Для “строительства моста” требуется фундамент с каждой стороны. Чтобы соединить индустрию чистого судоходства с финансовой вселенной, должна осуществляться поддержка уникального набора компетенций, которая будет гарантировать высокую эффективность и четкую направленность на ускорение перехода отрасли морского транспорта к работе с низким и нулевым уровнем выбросов.

Подробнее:

https://tt.financial/

https://www.reutersevents.com/sustainability/esg-investors-slow-make-waves-25tn-ocean-economy

https://www.woi.economist.com/financing-the-ocean-technologies-of-tomorrow/

https://www.credit-suisse.com/about-us-news/en/articles/news-and-expertise/ocean-preservation-and-sustainable-investing-202006.html

https://www.marine-capital.co.uk/

https://unctad.org/system/files/official-document/cimem7d17_ru.pdf

Автор: Бестужева Ника IxD Capital

Все актуальные новости в мире импакта, устойчивого развития и smart-финансов на нашем официальном Телеграм-канале IxD Capital “IxD Capital | Impact Channel”: https://t.me/ixdnews

#ixdcapital #импакт #морская техника #морские перевозки #морской транспорт #транспорт #порты #корабли #устойчивое развитие #инвестиции