Найти в Дзене
PROfashion.ru

Как реанимировать мёртвый бизнес

Оглавление

Как сделать фэшн-бизнес жизнеспособным в любых условиях, рассказывает Виктор Варакин, предприниматель с 30-летним опытом, бизнес-консультант и основатель «Школы нелинейного бизнеса» и «Инвестиционного клуба знаний».

Медицинская карта

Когда человек умер, он об этом не знает. То же самое происходит, когда умирает бизнес – его владелец об этом не знает. Причина тому – в отсутствии осознания происходящего в собственной компании. Отсутствие финансовой грамотности не позволяет предпринимателю читать и понимать финансовые отчёты, определять слабые и сильные стороны своего бизнеса. Финансовый отчёт – это «медицинская карта» компании, документ, в котором отражено состояние здоровья бизнеса. Как показывает мой опыт, компании, которые используют финансовые отчёты для принятия бизнес-решений, зарабатывают на 60% больше прибыли, чем те, которые этого не делают. Более того, если компания не отслеживает свои ключевые показатели, то существенно увеличивает риск пропустить ранние признаки надвигающихся проблем.

Клиническая картина

Каждый, кто начинает собственный бизнес, воплощает в себе три личности: Предпринимателя, Специалиста и Менеджера. В индустрии моды владельцем бизнеса в 95% случаях является Специалист, и он самое слабое звено в цепочке. Специалист – профессионал только в своей области. Талант к рукоделию и талант к предпринимательству крайне редко уживаются в одном человеке. Он принимает управленческие решения интуитивно, а следовательно, неэффективно. Он видит на счету компании деньги и успокаивается. А зря. Ситуация, когда деньги есть, а прибыли нет, распространена среди малого и среднего бизнеса. И заканчивается она обычно так: как бы вдруг, после серии «кассовых разрывов» и выплат по обязательствам, компания впадает в «финансовую кому». А главный бухгалтер, директор отдела продаж и ряд представителей «команды талантов» покидают кают-компанию работодателя вместе с корпоративной информацией коммерческого характера. Сарафанное радио всё громче и громче транслирует отраслевому сообществу подробности истории ещё одной затонувшей компании.

Управленческий учёт для предпринимателя – индикатор для отслеживания происходящих в бизнесе изменений. Основные составляющие управленческого учёта – отчёт о движении денежных средств, отчет о доходах и расходах, баланс. Риск любого бизнеса можно предотвратить, если заранее отследить падающую маржинальность или бесконтрольно растущие долги.

Публикации по теме:

Профилактика страха

Предприниматель – всегда одиночка. Когда в компании возникают проблемы, он остается с ними один на один. Ответственность за всё несет только владелец бизнеса, и расплачиваться по долгам будет тоже он. Часто владелец и не догадывается, что основной источник проблем – он сам. Чтобы вернуть ветер в паруса своего бизнеса, ищите способы становиться умнее, займитесь развитием своего финансового интеллекта.

Неудача – это возможность начать снова, но уже более мудро. Сойти с накатанной колеи – задача не из лёгких. Но надо. Через год вы будете жалеть, что не начали сегодня.

Эффективный предприниматель никогда не станет отгораживаться от действительности, какой бы она ни была. Он готов знать не только плюсы, но и минусы, чтобы лучше разобраться в ситуации и принять правильные управленческие решения, которые позволят вывести бизнес из зоны убытков. Для этого предприниматель должен устранить всё, что сделало бизнес больным. Первое, что нужно сделать на пути к финансовому успеху – определить текущее положение дел. Предприниматель должен понять, какой сценарий проживает его бизнес сегодня, и понять, к какому результату он должен прийти. Результат должен быть конкретным, измеримым, амбициозным, реалистичным и ограниченным по времени.

Курс лечения

Для предпринимателя нет ничего более рискованного, чем не рисковать. Бизнес – это умение управлять рисками, а не исключать их. У финансово грамотного предпринимателя риск – это просчитанная история. Это навыки построения финансовой модели в параметрической таблице Excel.

Чтобы понять, насколько бизнес здоров, нужно посчитать то, что касается ежедневной работы компании. Это показатель EBITDA – прибыль до вычета процентов по кредиту, налогов, износа и амортизации. Что нам говорит EBITDA? Если показатель больше нуля, то это значит, что бизнес умеет зарабатывать, что он работает в «зоне прибыли». Если равен нулю, то бизнес работает в «зоне нулевой прибыли». Если меньше нуля, то бизнес работает в «зоне убытков». При этом неважно, сколько у компании денег на счёте.

Есть только один способ сделать мечту реальностью – перевести её в статус цели. Нельзя попасть в цель, если её нет. Цель должна быть «оцифрована». Нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Когда ситуация не прогнозируема, бизнес не отличается от казино. Одним из эффективных методов постановки цели является метод SMART-планирования. Цель, согласно этому методу, должна быть:

  • конкретной
  • измеримой
  • амбициозной
  • реалистичной
  • ограниченной по времени

Например, «увеличить продажи» – цель абстрактная. По SMART-методу цель будет звучать так: «привлечь 100 новых целевых клиентов через социальные сети за три месяца». Бизнес – это постоянный круг действий, направленных на решение проблем целевой аудитории, но с выгодой для себя:

  • планируй
  • делай
  • проверяй
  • корректируй

Сначала ставите цель в цифрах (1), потом совершаете действия (2), которые приведут к этой цели. Затем проверяете результаты (3) и вносите изменения (4). И так по кругу до тех пор, пока не придёте к тем цифрам, которые запланировали. Когда вам кажется, что цель недостижима, не изменяйте цель – изменяйте план действий.

-----

Если вас заинтересовала эта тема, читайте расширенную версию статьи на сайте PROfashion.ru и делитесь своим мнением и опытом в комментариях. Мы приглашаем вас присоединиться к сообществу профессионалов фэшн-индустрии, подписавшись на рассылку медиахолдинга PROfashion и на телеграм-канал PROfashion Channel. Каждый день для вас: свежие новости модной индустрии, аналитика рынка, интервью со специалистами отрасли и множество полезных рекомендаций по ведению бизнеса.