Найти тему
WARCATS.RU

«Зоя»: как музей оказался в центре скандала

Обзор обновлённого музея Зои Космодемьянской вызвал скандал. Разбираемся, почему.

От пятницы, 13, конечно, ждёшь подвоха, но в этот раз он пришёл с неожиданной стороны. В модном городском издании The Village вышла статья об обновлённом музее Зои Космодемьянской в подмосковном Петрищево. Предельно циничный тон публикации и некоторые обороты вызвали у читателей возмущение и шок: история Зои преподнесена, как раздутый Сталиным миф для поднятия боевого духа армии, план Гитлера о захвате Москвы назван «то ли ужасающим, то ли вдохновляющим мифом»(на момент нашей публикации оборот про Гитлера уже убрали), деревне Петрищево, оказывается, «повезло», а место пыток и казни – идеальное пространство для фэшн-съёмки, фон для инстаграма и вообще место, «где хочется гулять, пить кофе и кататься на роликах».

Масла в огонь подлило и то, что редакция издания отказалась прислушиваться к возмущённой публике, а главный редактор заявила, что «они просто говорят о фактах». К вечеру скандал достиг таких масштабов, что РВИО (по некоторым слухам, они могли быть заказчиком публикации) выпустило официальный комментарий:

«мы категорически не приемлем тональности отдельных слов, предложений и абзацев этой публикации, ее хипстерско-глянцевого стиля. Нельзя писать, что «деревне повезло» и в нее провели газ, потому что 80 лет назад здесь захватчиками была повешена 18-летняя девушка. Нельзя писать, что музей – это «фон для фэшн-съемки». Довольно глупо выглядит, что у деревенских жителей, наконец, появилось «пространство для создания качественных фотографий для инстаграма».Музей Зои Космодемьянской совсем не про это».

Чем же всё закончилось? В результате The Village ограничились тем, что исправили ряд грубых фактических ошибок в статье и добавили дисклеймер со ссылками на реальные модельные съемки в инстаграме. Мы собрали их в нашей статье вместо иллюстраций, чтобы вы могли понять, о чём идёт речь. Судя по однотипным упоминаниям музея в постах девушек и комментариям от аккаунта музея вроде «Всегда приятно принимать в гости такие творческие проекты. Спасибо, что рассказываете о музее. Мы передаем историю на языке современного поколения», подобные фотосессии приветствуются и являются частью программы популяризации музея как модного пространства.

Мы собрали мнения наших авторов обо всём этом и предлагаем подумать вместе, как быть с подобными ситуациями. Почему вообще как-то нужно реагировать? В статье чётко сказано, что в случае успеха «Зои» военно-исторические музеи нового формата станут обыденностью.

Анастасия Казимирко-Кириллова, главный редактор:

Есть такое понятие в маркетинге – tone of voice. Судя по всему, мы имеем дело с партнёрской публикацией, в которой заказчик ставил задачу донести до определённой аудитории – молодой, современной, урбанистичной – мысль о том, что им может быть интересен музей с необычного ракурса, что он разбивает стереотипы о скучном историческом музее, где на тебя шикают строгие смотрительницы и нужно ходить на цыпочках. Что издание и выполнило в свойственной ему манере. Наверное, такой подход великолепно сработал бы в любом другом случае, но не с мемориальным музеем на месте пыток и казни 18-летней девушки. Многие восприняли это именно, как пляски на костях, чего в нашей культурной среде крайне не любят. Не тот вы tone of voice выбрали, ребята, чтобы с нашими людьми об этом говорить.

Меня поразил циничный тон публикации. Я помню, как в 2016 году, во время другой мерзкой истории, связанной с памятью Зои, перечитывая материалы о её жизни и гибели и впервые увидела фотографии с эксгумации и опознания тела партизанки. Понятно, что детям и даже подросткам такого не показывали, а может, и стоило бы. Лицо Зои, не тронутое тлением, невероятно красивое даже в таком жутком виде, с висельной верёвкой вокруг сломанной шеи. Как вам такое «селфи», урбанисты? Знать, что ты находишься в том самом месте, где всё это произошло, у той самой могилы, откуда её достали, и рассказывать о том, как деревне «повезло», о чудесном пространстве для покатушек на роликах… Не знаю, по мне, это немного не по-человечески.

-2

Понятно, что был расчёт именно на скандал, что после такого резонанса большое количество людей захочет лично увидеть тот самый музей, да и в целом, весть о его обновлении разнесётся весьма широко. То есть, цель публикации так или иначе будет достигнута. Но мне очень жаль, если в наше время, чтобы привлечь внимание к военно-историческому музею, журналистам нужно действовать такими методами.

Warcats.ru