Он говорил, что "нет чертовщины хуже, чем писание портретов", его от них "тошнит" и иногда он "готов вспороть себе горло ножом для чистки палитры".
Пейзажи мало интересовали клиентуру XVIII века, а портреты хорошо продавались. И хоть именно пейзаж он считал своим призванием, в портретах в полной мере раскрылось все дарование этого удивительно, милостью божией, английского живописца.
Он был любимым художником короля Георга III и звали его Томас Гейнсборо, чей "Портрет дамы в голубом" (1780) - единственное произведение художника в России.
Сегодня речь пойдет уже о зрелом Гейнсборо - художнике свободном от учительских амбиций и рассудочности.
"Первый набросок картины должен быть как первые мелодии, такой, что вы угадываете, что будет дальше..." - писал Гейнсборо композитору Джексону.
Отсюда та самая МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ полотен художника, улавливающего МУЗЫКУ ЦЕЛОГО, которая представляет выразительность любого элемента.
Отсюда и та как бы НЕБРЕЖНАЯ МАНЕРА письма, за которую в свое время Гейнсборо подвергся критике.
Сам мастер говорил, что "человек, утонувший носом в холст и заявивший, что краски скверно пахнут, не более смешон, чем человек, порицающий шероховатость фактуры, ибо общий эффект картины так же важен, как и рисунок".
Больше всех Гейнсборо любил Рубенса и Ван Дейка. Однако, художник никогда не был подражателем тем мастерам, которые ему сильно нравились. ГЕЙНСБОРО ИСПОЛЬЗОВАЛ ИХ ПОДХОД, ПРЕОБРАЗУЯ ИДЕИ ПО-СВОЕМУ.
Именно держа в голове Ван Дейка художнику удалось передать весь аристократизм и утонченную красоту неизвестной дамы в голубом. Она овеяна РОМАНТИЧЕСКОЙ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬЮ, хотя до самого романтизма еще далеко. Она элегантна как никто другой.
Как Гейнсборо это делает?
Легкими, подвижными, тающими мазками, передающими нежность кожи, серебристо-голубой шелк шали и воздушное перо шляпки, которое украшает высокую пудреную прическу. Эскизность свободной манеры письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета придает холсту особую легкость и невесомость, составляющую особую прелесть его картин.
Кто она эта пленительная незнакомка?
Согласно наиболее распространенной версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве - герцогиня де Бофор. И если это так, то невольно вспоминается мать героини, Фрэнсис Боскауэн, бывшая в свое время одной из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка синих чулок - насмешливое прозвище ученых женщин, лишенных обаяния и всецело поглощенных книжными интересами (чем-то напоминает феминизм).
Но если "Даму в голубом" знает практически каждый, то "Мальчика в голубом" - немногие, а ведь оба этих портрета есть ИСТИННЫЕ ШЕДЕВРЫ Томаса Гейнсборо.
Как и в "Даме" здесь художник вышел далеко за рамки парадного портрета с его внешней красивостью и нередко ложной значительностью. Для Гейнсборо главным в юноше являются не общественное положение или светские успехи (мальчик не был аристократом, но сыном знакомого, богатого торговца железными и скобяными товарами), а его ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: читающаяся в глазах и независимом взгляде живость характера, в непринужденной позе - уверенный и своенравный характер.
Немногим позже, повзрослевший Джонатан Баттл (так звали мальчика) начнет коллекционировать рисунки Гейнсборо и они станут приятелями. А пока он стоит, одетый по моде XVII века (в то время как дама в голубом одета абсолютно в духе века XVIII) - юный мальчуган, у которого все еще впереди.
С большим мастерством (а ведь по сути системного образования художник не получил) Гейнсборо ПЕРЕДАЕТ ЖИВУЮ ЛЕГКОСТЬ НАТУРЫ дамы и юноши ВОПРЕКИ СТАТИЧНОСТИ ПОЗ.
Как он это делает?
У Гейнсборо на холсте ВЛАСТВУЕТ МАЗОК, так называемый "мазок Гейнсборо": стремительный, тонкий, то неправдоподобно длинный, то очень короткий. Именно этот мазок создает на редкость динамичные текстуры, благодаря которым, даже находясь в относительном покое, герои художника кажутся живыми и подвижными. Чтобы добиться такой текучести формы, Гейнсборо пользовался жидкими красками и кистями с очень длинным ворсом.
Это настоящая МУЗЫКА ЦВЕТА, "разыгранная" на холсте задолго до полотен, скажем, тех же импрессионистов или абстракционистов.
Умирая художник произнесет: "Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами".
А самый известный лондонский портретист XVIII века, Джошуа Рейнолдс, скажет, что Гейнсборо "создает целое, подобно тому, как творит сама природа".