Программа реновации отлично работает в столице и только-только начинает «раскачиваться» в Петербурге. Первую расселенную неаварийную «хрущевку» в Красносельском районе стали демонтировать лишь 22 июля 2020 года, до этого под снос шли настоящие бараки или старые двух- и трехэтажные дома.
Так завершилась вынужденная семилетняя «пауза», вызванная синдромом «последнего жильца». Теперь программа стартанула с новыми силами и перспективами. Властями было принято важное решение: применить успешный опыт Москвы во всей России. А это значит, что жильцы домов, подпавших под действие программы, получат свою новую жилплощадь в том же районе. И по размерам она должна быть такой же, как и прежняя, или даже больше.
Но обещания – это лишь слова. Реальность может оказаться иной.
Не всем удается выйти из реновации «в плюсе». Сейчас в одной из расселенных пятиэтажек Москвы разворачивается настоящая драма. Все жители уже переехали в новый дом, кроме семьи, в которой есть только мама Лена и сын-первоклассник.
Они живут в однушке на Дмитровском шоссе на 23 квадратных метрах (это жилая площадь) и вроде бы даже не сопротивляются реновации.
Но есть одно «но»: для переезда им предложили всего два варианта на выбор: квартиры с жилой площадью 14,8 и 15,7 кв. м.
Молодая мать в ужасе: в такую каморку папы Карло не поместятся даже все их с сыном личные вещи и мебель. Она просит предоставить ей пусть маленькую (хотя бы те же 23 жилых «квадрата»), но двухкомнатную квартиру, ведь ребенок скоро подрастет и ему нужен будет свой угол.
Однако чиновники не видят в этом необходимости: диван для первоклассника можно поставить на кухне. Если этот вариант не устраивает, любую подходящую квартиру можно приобрести за свой счет.
Возникает логичный вопрос: если все делалось по закону, откуда в новом доме взялись такие миниатюрные квартиры?
Ведь четко установлено – общая жилая площадь новостройки для переселенцев просто обязана быть больше, чем в доме, попавшем в программу реновации. Делается это как раз для того, чтобы всем собственникам хватило места. Но в данном случае чиновники только разводят руками. В новом доме нет равных по площади квартир, чтобы предложить их Елене.
И вообще, в Бескудниковском районе (а именно там происходят все события) все однушки в домах по реновации – не более 18 «квадратов». И это значительно меньше, чем площадь однокомнатных квартир старого фонда, участвующих в госпрограмме.
Вероятно, расчет делали исходя из минимальной нормы на человека – а это как раз 18 квадратных метров.
На такой площади одному еще худо-бедно можно расположиться, но никак не вдвоем. Поэтому Елене советуют докупить недостающие метры на собственные средства или оформить ипотеку. В качестве компенсации предлагают 1,2 миллиона рублей.
Читайте также: Реновация «через не хочу»: кто находится под угрозой выселения
Как вы понимаете, женщина просто не имеет возможности улучшить свои жилищные условия, иначе бы она уже давно это сделала. В отчаянии она сообщила о сложившейся ситуации в СМИ, ее историю опубликовали, и тогда последовала реакция.
Татьяна Потяева, уполномоченный по правам человека в Москве, сообщила еще 24 сентября, что Елене должны предложить квартиру нормальной площади в другом районе города, если та не возражает. Разумеется, та не возражала.
Но и в этом ей было официально отказано Тверским судом 30 сентября.
Поэтому женщина и ее сын продолжают жить в пустом доме, где условия уже мало походят на человеческие. Время от времени там отключают воду и свет, освещения рядом нет, отопление дали лишь во второй половине октября. Чтобы защитить «недопереселенцев» от вторжения бомжей и наркоманов, пришлось заколотить окна первого этажа и поставить замок на дверь подъезда.
При этом, как выяснилось, подходящие лоты для переселения все-таки имеются. Это 25-метровые двушки в Бескудниково, проходящие по реновации, а также 23-метровые квартиры на Мукомольном проезде.
Вот только один нюанс: Фонд реновации их успешно... продает. И заселять туда женщину просто так никто не планирует. Мол, тогда каждый захочет переехать поближе к центру. Об этом без обиняков заявили сотрудники Департамента городского имущества.
Вот такая реновация по-российски. Готовьтесь, скоро они придут и к нам.
Читайте также: Из квартиры выгнали, а ипотека осталась: чем опасна вторичка