Найти в Дзене

Культура Русского Севера в картинах Стожарова

Рубрика: «Культурная среда»

«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.

Владимир Фёдорович Стожаров (1926—1973) — советский живописец, мастер пейзажа. Член-корреспондент АХ СССР (1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1968). Член Союза художников СССР с 1954 года.

«Проходящий первый пароход» — 1965
«Проходящий первый пароход» — 1965

Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве. В 1945 году поступает в Московский государственный институт им. В.И. Сурикова на живописный факультет. После института Стажаров много путешествует по стране.

С этого времени начинается стремительный взлет художника. Он участвует не только в московских и республиканских выставках, но также во всесоюзных и зарубежных. Трудно представить тему Русского Севера, не ассоциируя ее с творчеством Владимира Стожарова, яркого, самобытного пейзажиста, связавшего свою жизнь с этим краем.

«Деревня Сердла» — 1969
«Деревня Сердла» — 1969

В период «оттепели» началось активное «паломничество» художников на Север. Владимир Федорович был одним из первых московских художников, совершивших поездку в Каргополь и открывших нетронутую красоту богатой природы этого края, соседствующего с неповторимой архитектурой деревень и городов. Владимир Федорович, редкий колорист, создающий образы Севера через написание соборов и церквушек, панорам сел и бескрайних полей, людей в работе и в веселье. Стожаров навсегда влюбится в Север и посвятил ему все свое творчество. Именно тут сложился его узнаваемый, неповторимый живописный почерк.

«Важгорд. На краю села» — 1965
«Важгорд. На краю села» — 1965

Казалось, он исколесил весь север – посетил Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Ярославскую области, республику Коми, Сибирь, везде он улавливал и мастерски переносил на холст особенность и неповторимость каждого края.

Тема севера у Стожарова неотделима от темы русской деревни. Были ли это одинокие домики на его этюдах («Большая вода», 1958; «На краю села», 1965; «Сердла», 1969) или наполненные людьми картины («Село Андрейково», 1957; «В Кострому», 1957), художник точно передавал суровую жизнь северян, наполненную загадочной тишиной и неторопливостью жизни.

«Муфтюга. Погожий день» — 1966
«Муфтюга. Погожий день» — 1966

Особняком в творчестве художника стоит натюрморт. Все предметы, тщательно выписанные им на холсте, будь то самовар, прялка или кувшины, хранят тепло человеческих рук. Монументальные натюрморты Стожарова писались им в течении всей жизни, ему был очень близок этот жанр, а после поездок в Сибирь он буквально захватил художника. Через немногословность и убедительность автор уделяет большое внимание объемности, фактуре изображаемых предметов и материальности.

«Костромской дворик. Ипатьевская слобода» — 1955
«Костромской дворик. Ипатьевская слобода» — 1955

В 1965 году Владимиру Федоровичу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Через год он принимает участие в 33 международной выставке «Биеннале Венеция». Стожаров имеет большое количество наград, так, за ряд полотен, написанных с 1964 по 1967 года он был награжден серебряной медалью Академии Художеств. А через год, в 1968 году, за серию пейзажей «На севере России», он получил Государственную премию имени И.Е. Репина.

Натюрморт «Романовский лук» — 1970
Натюрморт «Романовский лук» — 1970
«Октябрь (церковь Успения из села Фоминское» — 1972
«Октябрь (церковь Успения из села Фоминское» — 1972

Текст подготовлен Вероникой Эйдлин на основе материалов искусствоведа - Анны Фомиряковой.

Другие публикации рубрики «Культурная среда»