Продолжение. Начало в посте от 16 ноября.
Церковная реформа, которая иногда называется «Никоновская», не могла бы состояться без поддержки самого царя Алексея Михайловича. В 1654 году к России была присоединена территория Украины, что требовало сближения русской и киевской церкви, а раз последняя находилась под греческой юрисдикцией, то возникла необходимость реформы. Таким образом обеспечивался крепкий и надёжный союз с присоединёнными к России землями.
Необходимо отметить, что агрессивная экспансионистская политика западно-католической церкви побуждала к сближению русской и киевской церквей, к объединению православных государств. Поэтому проведение церковной реформы было необходимо по государственно-политическим соображениям, при этом немаловажную роль играла личность патриарха. Алексей Михайлович и Никон преследовали свои определённые цели, для достижения которых произошло временное объединение светской и духовной власти, однако усиление центральной власти никак не могло существовать в системе дуализма власти, это привело бы ее к окончательному разрыву.
Беда русского раскола была совсем не в том, в чем полагал её Никон – якобы русская церковь имела некоторые обряды не во всем одинаковые с современными греческими, а собственно в том, что русские того времени, и сам реформатор Никон, имели об обряде неправильное представление, что они свой, уже поместный тогда обряд, считали единственно правильным и потому для всех обязательным.
На тот момент от Никона требовалось не полное устранение особенностей поместного обряда сравнительно с греческим, а искоренение неуместных и неправильных представлений русского человека об обряде. Необходимо было неким образом уяснить и установить для всех истинный взгляд на обряд, на его происхождение, отношение к верующему и значение его в церкви, на его исторической жизненно необходимой изменяемости и, как следствие, неодинаковости в разных церквях.
Но церковно-обрядовая реформа Никона не только не удовлетворила этой просветительской насущной потребности русских. Она по-прежнему приковывала всё внимание русских к обряду, к букве, а не к духу и смыслу христианского учения, она ничем не расширяла, не углубляла и не просветляла русского религиозного сознания, а только поддерживала и утверждала русских в справедливости их старого ошибочного представления, что в деле веры и благочестия обряд играет самую первостепенную роль.
Со стороны Никона было большой ошибкой начинать свою реформаторскую деятельность с изменения русского церковного чина и обряда, выдвигать эту сторону своей реформы на первый план, на ней по преимуществу сосредоточивать свою энергию.
При этом Никон не обращал внимания на то очевидное обстоятельство, что такая реформа, введённая притом исключительно сверху, с полным пренебрежением к общественному мнению, народному пониманию и заявлениям представителей народного большинства, может повести к расколу в единой дотоле русской церкви.
Спасибо за внимание!