Найти тему
Виктор Бобров

Могла ли Россия избежать церковного раскола в XVII веке? Часть вторая. Уроки истории

Продолжение. Начало в посте от 16 ноября.

Церковная реформа, которая иногда называется «Никоновская», не могла бы состояться без поддержки самого царя Алексея Михайловича. В 1654 году к России была присоединена территория Украины, что требовало сближения русской и киевской церкви, а раз последняя находилась под греческой юрисдикцией, то возникла необходимость реформы. Таким образом обеспечивался крепкий и надёжный союз с присоединёнными к России землями.

Переяславская Рада 1654 года, изображённая на станции метро Киевская-Кольцевая московского метро. Фото автора.
Переяславская Рада 1654 года, изображённая на станции метро Киевская-Кольцевая московского метро. Фото автора.

Необходимо отметить, что агрессивная экспансионистская политика западно-католической церкви побуждала к сближению русской и киевской церквей, к объединению православных государств. Поэтому проведение церковной реформы было необходимо по государственно-политическим соображениям, при этом немаловажную роль играла личность патриарха. Алексей Михайлович и Никон преследовали свои определённые цели, для достижения которых произошло временное объединение светской и духовной власти, однако усиление центральной власти никак не могло существовать в системе дуализма власти, это привело бы ее к окончательному разрыву.

Царь Алексей Михайлович. Гелеогравюра XIX века по оригиналу Вортмана. Фото с сайта aria-art.ru
Царь Алексей Михайлович. Гелеогравюра XIX века по оригиналу Вортмана. Фото с сайта aria-art.ru

Беда русского раскола была совсем не в том, в чем полагал её Никон – якобы русская церковь имела некоторые обряды не во всем одинаковые с современными греческими, а собственно в том, что русские того времени, и сам реформатор Никон, имели об обряде неправильное представление, что они свой, уже поместный тогда обряд, считали единственно правильным и потому для всех обязательным.

Река Керженец на Нижегородчине стала одним из центров притяжения раскольников, поэтому значительная их часть до сих пор зовётся кержаками. Фото с сайта drive2.ru
Река Керженец на Нижегородчине стала одним из центров притяжения раскольников, поэтому значительная их часть до сих пор зовётся кержаками. Фото с сайта drive2.ru

На тот момент от Никона требовалось не полное устранение особенностей поместного обряда сравнительно с греческим, а искоренение неуместных и неправильных представлений русского человека об обряде. Необходимо было неким образом уяснить и установить для всех истинный взгляд на обряд, на его происхождение, отношение к верующему и значение его в церкви, на его исторической жизненно необходимой изменяемости и, как следствие, неодинаковости в разных церквях.

Храм святого Василия Острожского в Белграде был построен в 1990-е годы, но в традиционном сербско-византийском средневековом стиле. Фото автора.
Храм святого Василия Острожского в Белграде был построен в 1990-е годы, но в традиционном сербско-византийском средневековом стиле. Фото автора.
Грузинский храм Баграти в Кутаиси - жемчужина архитектуры XI века. Фото автора.
Грузинский храм Баграти в Кутаиси - жемчужина архитектуры XI века. Фото автора.
Минский кафедральный собор Сошествия Святого Духа был построен в стиле барокко в 1630-е годы и изначально был католическим костёлом. Фото автора.
Минский кафедральный собор Сошествия Святого Духа был построен в стиле барокко в 1630-е годы и изначально был католическим костёлом. Фото автора.

Но церковно-обрядовая реформа Никона не только не удовлетворила этой просветительской насущной потребности русских. Она по-прежнему приковывала всё внимание русских к обряду, к букве, а не к духу и смыслу христианского учения, она ничем не расширяла, не углубляла и не просветляла русского религиозного сознания, а только поддерживала и утверждала русских в справедливости их старого ошибочного представления, что в деле веры и благочестия обряд играет самую первостепенную роль.

Устав ("Око церковное") 1610 года, выпущен на Московском печатном дворе, ныне - экземпляр Пермского областного краеведческого музея. Устав определяет порядок и чин богослужений, дни праздников и постов. Фото автора.
Устав ("Око церковное") 1610 года, выпущен на Московском печатном дворе, ныне - экземпляр Пермского областного краеведческого музея. Устав определяет порядок и чин богослужений, дни праздников и постов. Фото автора.

Со стороны Никона было большой ошибкой начинать свою реформаторскую деятельность с изменения русского церковного чина и обряда, выдвигать эту сторону своей реформы на первый план, на ней по преимуществу сосредоточивать свою энергию.

При этом Никон не обращал внимания на то очевидное обстоятельство, что такая реформа, введённая притом исключительно сверху, с полным пренебрежением к общественному мнению, народному пониманию и заявлениям представителей народного большинства, может повести к расколу в единой дотоле русской церкви.

Восстание под руководством Степана Разина стало одним из прямых последствий раскола в Русской православной церкви. Один из вариантов картины Василия Сурикова. Фото с сайта poisklegend.ru
Восстание под руководством Степана Разина стало одним из прямых последствий раскола в Русской православной церкви. Один из вариантов картины Василия Сурикова. Фото с сайта poisklegend.ru

Спасибо за внимание!