Найти тему
#IT-надзор

Что такое аудит юзабилити и сколько он стоит

Оглавление

Аудит юзабилити - это штука, которую многие «Digital-агентства» продают за очень много денег. Они могут даже вам ее не продавать, сказав, что вы (точнее ваш сайт) - ее недостойны.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И на самом деле с ними сложно поспорить - действительно качественный анализ, выполненный профессионалом на маркетинговом рынке - может стоит немало денег. А может и не стоить.

Давайте разбираться.

Что такое аудит юзабилити сайта?

Юзабилити - это тот же Usability, только в русской транскрипции. Переводится как «Удобство использования».

Аудит юзабилити сайта - это комплексный технически-визуальный анализ сайта и внутренних процессов на предмет удобства их использования конечным посетителем.

Он включает в себя такие элементы как:

  • анализ дизайна (насколько дизайн соответствует вашей услуге)
  • анализ адаптивности (как сайт смотрится на разных устройствах)
  • анализ навигации (как удобно получить нужную информацию клиенту)
  • анализ метрик (про анализ статистики можно написать целую отдельную статью)
  • анализ основных каналов продаж (откуда приходят покупатели)
  • анализ поведения пользователей (как себя ведут на сайте)
  • проверку функциональных способностей сайта (как работают формы, корзины, возможность отправки заявки и тп.)
  • поиск узких мест, негативно влияющих на продажи (аналитика воронки продаж)
  • тестирование, А/Б тестирование и т.п.

Результатом проведения аудита юзабилити является:

  • формирование целевой аудитории на сайте
  • разработка технических заданий для программистов для устранения ошибок сайта
  • разработка технических заданий для дизайнеров / верстальщиков для устранения недочетов в верстке и/или дизайне сайта
  • разработка, проверка и последующая интеграция гипотез для улучшения конверсии с сайта
  • разработка стратегий оптимизации конверсии по источникам продаж на нужную аудиторию

Глобальная цель аудита юзабилити - повысить конверсию на сайте, а следовательно - продажи, прибыль компании. Технически, это и есть то, чем и занимается интернет-маркетолог, только в сжатом виде и с привязкой состояния сайта на данный момент времени.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Сколько стоит анализ юзабилити?

На рынке интернет-маркетинга цена определенной услуги (не только аудита) состоит из:

  1. Технического времени - человеко-часов конкретного специалиста или группы специалистов, работающих над задачей. Это самый простой формат расчета. Специалист физически потратил X часов на проект. За это он получил Y денег.

    Такой порядок нередко используется на западе. Но есть ньюанс - почасовая ставка интернет-маркетолога на западной бирже труда может составлять рынке немыслимые (для нас) от 25 до 200$ в час в зависимости от квалификации. И там все такой формат очень любят.

    В России, конечно, таких ставок нет. И конечно такой формат в России никто не любит. Заказчик считает (иногда, небезосновательно), что исполнитель может ничего не делать и отказывается платить за это, либо считает что “500 рублей в час - слишком много, мне сосед делал за 250” и т.п.

    Исполнитель в ответ считает (иногда, небезосновательно) что ставка неоправданно мала для данного объема работ.

    Как правило, консенсус между заказчиком и исполнителем достигается только тогда, когда они перестают общаться напрямую и работают через посредника - заказчик согласен платить компании ООО РиК по ставке 2500/час, из которых 1000 руб уходит тому же самому исполнителю. В итоге все “довольны”.
  2. Не будем приводить заезженный анекдот о том, “что специалист за удар молотком берет только 1$, а за знание куда именно надо стукнуть - остальные 99$”. Но в случае с маркетингом в коммерческой отрасли это именно так.

    Неопытный сотрудник может выбрать неверную стратегию для конкретной сферы деятельности клиента и в прямом смысле сливать его бюджет (который может быть в 5-10 раза больше затрат на маркетолога) в трубу.

    Настоящих профессионалов в отрасли не так много, поэтому зачастую даже в кризис появляется множество вакансий с зарплатами чуть выше рынка.
  3. Красоты оформления - да, как ни странно, — это неотъемлемый атрибут, который любят Digital-агентства и заказчики. Но не любят исполнители.

    Причина нелюбви последних проста и понятна - технический специалист как правило не видит смысла в красивом дизайнерском оформлении инструкции, технического документа - хотя траты на это составляют от 30% времени.

    Но заказчик готов платить за обертку - поэтому агентства идут на встречу и предоставляют данный каприз за деньги клиента.

    Известны случаи, когда годами успешно продаются автоматически генерируемые отчеты и аудиты. Автоматизация некоторых агентств развита настолько, что клиент может месяцами платить за работу специалиста, которого попросту не существует.
  4. Техническая реализация

    Как уже писалось выше - аудит - это только инструкция от специалиста, техническая спецификация. Для того, чтобы она “сработала” на сайте - необходимо воплотить эти инструкции в жизнь на конкретном сайте.

    Нередко одна услуга имеет несколько составляющих, которые выполняют отдельные специалисты, которые не могут быть широкого профиля. Например:
  • Программные доработки - требуют работы программиста, разбирающегося в конкретной системе управления сайтом.
  • Дизайн - требует работы дизайнера
  • Верстка - требует работы верстальщика
  • Контент - требует работы контент-менеджера и копирайтера

    Работа каждого специалиста оплачивается отдельно, общий объем затрат зависит от объема работ, который выполняется каждым из них.

Какова же цена юзабилити сайта?

«Честная» цена на комплексные услуги по аудиту и внедрению правок практически не поддается подсчету, т.к. для каждого сайта она будет своя.

Чем больше сайт, чем больше на нем трафика, чем он сложнее функционально - тем дороже будет аудит.

Если вы видите конкретную цену на аудит от исполнителя, который даже еще не смотрел ваш сайт - то выставивший ее не знает о чем говорит. Нередко к такому шагу приходят фрилансеры, усредняя стоимость услуги - например - предлагая аудит за 10000 руб.

Надо понимать, что в аудит будет входить только то, сколько исполнитель успеет сделать за эти деньги. Если цена его часа им самим оценена в 1000 руб - то он не потратит на аудит больше 10 часов.

Соответственно, результат такой работы может быть не полным, но специалисту не выгодно снижать ставку работая сверхурочно от нее - т.к тогда его месячный доход будет уменьшаться. Наиболее вероятно, что проект будет остановлен на половине пути - что, конечно, не соответствует цели проведения аудита юзабилити - это как бы у вас была только половина инструкции по сборке конструктора.

Что же делать?

Лучший и правильный вариант оценки стоимости - это заключение соглашения для поэтапного выполнения с промежуточными согласованиями объема работ и стоимости.

Разбивайте работу с подрядчиками на этапы и анализируйте результаты каждого этапа отдельно. Если вас не устраивают результаты работы, оценки или сроки - вы можете отказаться и искать нового подрядчика.

Первичный аудит рекомендуется оплачивать по часам. Адекватный исполнитель после быстрого анализа (беглого осмотра) вашего сайта должен предоставить примерный объем с оценкой затрат с учетом сайта, сферы деятельности и текущего состояния сайта.

Если специалист не может оценить объем работ, смотря на сайт - значит, у него недостаточно опыта - и вам нужно дважды подумать, стоит ли отдавать ему в работу ваш проект.

Цена за час работы интернет-маркетолога

Чтобы примерно ознакомиться с расценками - можно взять минимальный час работы технического специалиста.

Минимальная почасовая ставка квалифицированного интернет-маркетолога начинается от 1000 руб/час. Это (с учетом вычета всех налогов) сопоставимо официальной ЗП в пределах 100 тыс руб в месяц. Таких специалистов я бы рекомендовал брать на проекты, которые уже приносят прибыль.

Начинающий маркетолог или сео-специалист с опытом работы маркетологом может выставлять ставку от 500 руб/час. Можно брать на второстепенные проекты, или проекты на начальной стадии развития.

Если сайт уже приносит серьезные деньги - не рекомендую экономить на специалисте, нанимая друзей или фрилансера с минимальной тарифной ставкой.

В среднем первичную работу по аудиту юзабилити специалист делает за 1-2 рабочих дня (в зависимости от сложности сайта) - т.е. от 8 до 16 часов. Соответственно себестоимость первичного аудита варьируется от 4-8 т.р. за работу начинающего специалиста, до 8-16 тыс. руб за работу опытного.

Первичный аудит предполагает результат в виде выкладки аналитических данных и выработки рекомендаций по внесению изменений на сайте.

По понятным причинам ценообразования, итоговая цена аудита у агентства среднего коммерческого сайта составит от 30 тыс. рублей.

Что дальше?

Ну вот получили вы аудит юзабилити от специалиста, что с ним делать?

Изображение из открытого доступа
Изображение из открытого доступа

Качественный аудит должен как минимум состоять из двух частей:

  1. Аналитические данные - это теоретическая часть аудита, в которой приводятся доводы что именно не так и почему. Что нужно изменить и зачем это делать.
  2. Технические задания - это практическая часть аудита, в которой расписаны задания для различных специалистов - программистов, дизайнеров, верстальщиков, копирайтеров и т.п.

Обе части должны быть взаимосвязаны - пункты в техническом задании должны присутствовать в аналитической части аудита, где должна объясняться цель внедрения той или иной функции. Все гипотезы должны быть подкреплены доводами, должно быть написано к чему должны привести изменения и за какой срок.

Задания для специалистов должны быть написаны так, что они должны быть понятны вам. Если они не понятны вам - высока вероятность, что программист (или дизайнер) их тоже может не понять.

Сторонитесь аудитов с множеством непонятных терминов. Высока вероятность, что они добавлены туда для визуального повышения квалификации документа ("написано умно - значит хорошо") - но это не обязательно так.

Нередко в готовом продукте много “воды” - изменения и рекомендации, добавленные в аудит только ради того, чтобы добавить объема страниц данному аудиту. Их необходимо убрать. Оставшаяся конкретика и будет основой частью аудита.

Отдавая в работу технические задания - помните, что необходимо вести контроль их выполнения своими силами или силами сторонней подрядной организацией.

Нередки случаи, когда при внесении улучшений на сайт - на сайте появляются сбои и неисправности в других местах. Некоторые доработки могут быть сделаны не правильно и вызывать проблемы работы важных функций сайта.

Лучшим вариантом будет внесение изменений на сайт на тестовой копии при работающем оригинале. Только после проверки работоспособности копии - произвести перенос сайта на рабочую версию.