Аудит юзабилити - это штука, которую многие «Digital-агентства» продают за очень много денег. Они могут даже вам ее не продавать, сказав, что вы (точнее ваш сайт) - ее недостойны.
И на самом деле с ними сложно поспорить - действительно качественный анализ, выполненный профессионалом на маркетинговом рынке - может стоит немало денег. А может и не стоить.
Давайте разбираться.
Что такое аудит юзабилити сайта?
Юзабилити - это тот же Usability, только в русской транскрипции. Переводится как «Удобство использования».
Аудит юзабилити сайта - это комплексный технически-визуальный анализ сайта и внутренних процессов на предмет удобства их использования конечным посетителем.
Он включает в себя такие элементы как:
- анализ дизайна (насколько дизайн соответствует вашей услуге)
- анализ адаптивности (как сайт смотрится на разных устройствах)
- анализ навигации (как удобно получить нужную информацию клиенту)
- анализ метрик (про анализ статистики можно написать целую отдельную статью)
- анализ основных каналов продаж (откуда приходят покупатели)
- анализ поведения пользователей (как себя ведут на сайте)
- проверку функциональных способностей сайта (как работают формы, корзины, возможность отправки заявки и тп.)
- поиск узких мест, негативно влияющих на продажи (аналитика воронки продаж)
- тестирование, А/Б тестирование и т.п.
Результатом проведения аудита юзабилити является:
- формирование целевой аудитории на сайте
- разработка технических заданий для программистов для устранения ошибок сайта
- разработка технических заданий для дизайнеров / верстальщиков для устранения недочетов в верстке и/или дизайне сайта
- разработка, проверка и последующая интеграция гипотез для улучшения конверсии с сайта
- разработка стратегий оптимизации конверсии по источникам продаж на нужную аудиторию
Глобальная цель аудита юзабилити - повысить конверсию на сайте, а следовательно - продажи, прибыль компании. Технически, это и есть то, чем и занимается интернет-маркетолог, только в сжатом виде и с привязкой состояния сайта на данный момент времени.
Сколько стоит анализ юзабилити?
На рынке интернет-маркетинга цена определенной услуги (не только аудита) состоит из:
- Технического времени - человеко-часов конкретного специалиста или группы специалистов, работающих над задачей. Это самый простой формат расчета. Специалист физически потратил X часов на проект. За это он получил Y денег.
Такой порядок нередко используется на западе. Но есть ньюанс - почасовая ставка интернет-маркетолога на западной бирже труда может составлять рынке немыслимые (для нас) от 25 до 200$ в час в зависимости от квалификации. И там все такой формат очень любят.
В России, конечно, таких ставок нет. И конечно такой формат в России никто не любит. Заказчик считает (иногда, небезосновательно), что исполнитель может ничего не делать и отказывается платить за это, либо считает что “500 рублей в час - слишком много, мне сосед делал за 250” и т.п.
Исполнитель в ответ считает (иногда, небезосновательно) что ставка неоправданно мала для данного объема работ.
Как правило, консенсус между заказчиком и исполнителем достигается только тогда, когда они перестают общаться напрямую и работают через посредника - заказчик согласен платить компании ООО РиК по ставке 2500/час, из которых 1000 руб уходит тому же самому исполнителю. В итоге все “довольны”. - Не будем приводить заезженный анекдот о том, “что специалист за удар молотком берет только 1$, а за знание куда именно надо стукнуть - остальные 99$”. Но в случае с маркетингом в коммерческой отрасли это именно так.
Неопытный сотрудник может выбрать неверную стратегию для конкретной сферы деятельности клиента и в прямом смысле сливать его бюджет (который может быть в 5-10 раза больше затрат на маркетолога) в трубу.
Настоящих профессионалов в отрасли не так много, поэтому зачастую даже в кризис появляется множество вакансий с зарплатами чуть выше рынка. - Красоты оформления - да, как ни странно, — это неотъемлемый атрибут, который любят Digital-агентства и заказчики. Но не любят исполнители.
Причина нелюбви последних проста и понятна - технический специалист как правило не видит смысла в красивом дизайнерском оформлении инструкции, технического документа - хотя траты на это составляют от 30% времени.
Но заказчик готов платить за обертку - поэтому агентства идут на встречу и предоставляют данный каприз за деньги клиента.
Известны случаи, когда годами успешно продаются автоматически генерируемые отчеты и аудиты. Автоматизация некоторых агентств развита настолько, что клиент может месяцами платить за работу специалиста, которого попросту не существует. - Техническая реализация
Как уже писалось выше - аудит - это только инструкция от специалиста, техническая спецификация. Для того, чтобы она “сработала” на сайте - необходимо воплотить эти инструкции в жизнь на конкретном сайте.
Нередко одна услуга имеет несколько составляющих, которые выполняют отдельные специалисты, которые не могут быть широкого профиля. Например:
- Программные доработки - требуют работы программиста, разбирающегося в конкретной системе управления сайтом.
- Дизайн - требует работы дизайнера
- Верстка - требует работы верстальщика
- Контент - требует работы контент-менеджера и копирайтера
Работа каждого специалиста оплачивается отдельно, общий объем затрат зависит от объема работ, который выполняется каждым из них.
Какова же цена юзабилити сайта?
«Честная» цена на комплексные услуги по аудиту и внедрению правок практически не поддается подсчету, т.к. для каждого сайта она будет своя.
Чем больше сайт, чем больше на нем трафика, чем он сложнее функционально - тем дороже будет аудит.
Если вы видите конкретную цену на аудит от исполнителя, который даже еще не смотрел ваш сайт - то выставивший ее не знает о чем говорит. Нередко к такому шагу приходят фрилансеры, усредняя стоимость услуги - например - предлагая аудит за 10000 руб.
Надо понимать, что в аудит будет входить только то, сколько исполнитель успеет сделать за эти деньги. Если цена его часа им самим оценена в 1000 руб - то он не потратит на аудит больше 10 часов.
Соответственно, результат такой работы может быть не полным, но специалисту не выгодно снижать ставку работая сверхурочно от нее - т.к тогда его месячный доход будет уменьшаться. Наиболее вероятно, что проект будет остановлен на половине пути - что, конечно, не соответствует цели проведения аудита юзабилити - это как бы у вас была только половина инструкции по сборке конструктора.
Что же делать?
Лучший и правильный вариант оценки стоимости - это заключение соглашения для поэтапного выполнения с промежуточными согласованиями объема работ и стоимости.
Разбивайте работу с подрядчиками на этапы и анализируйте результаты каждого этапа отдельно. Если вас не устраивают результаты работы, оценки или сроки - вы можете отказаться и искать нового подрядчика.
Первичный аудит рекомендуется оплачивать по часам. Адекватный исполнитель после быстрого анализа (беглого осмотра) вашего сайта должен предоставить примерный объем с оценкой затрат с учетом сайта, сферы деятельности и текущего состояния сайта.
Если специалист не может оценить объем работ, смотря на сайт - значит, у него недостаточно опыта - и вам нужно дважды подумать, стоит ли отдавать ему в работу ваш проект.
Цена за час работы интернет-маркетолога
Чтобы примерно ознакомиться с расценками - можно взять минимальный час работы технического специалиста.
Минимальная почасовая ставка квалифицированного интернет-маркетолога начинается от 1000 руб/час. Это (с учетом вычета всех налогов) сопоставимо официальной ЗП в пределах 100 тыс руб в месяц. Таких специалистов я бы рекомендовал брать на проекты, которые уже приносят прибыль.
Начинающий маркетолог или сео-специалист с опытом работы маркетологом может выставлять ставку от 500 руб/час. Можно брать на второстепенные проекты, или проекты на начальной стадии развития.
Если сайт уже приносит серьезные деньги - не рекомендую экономить на специалисте, нанимая друзей или фрилансера с минимальной тарифной ставкой.
В среднем первичную работу по аудиту юзабилити специалист делает за 1-2 рабочих дня (в зависимости от сложности сайта) - т.е. от 8 до 16 часов. Соответственно себестоимость первичного аудита варьируется от 4-8 т.р. за работу начинающего специалиста, до 8-16 тыс. руб за работу опытного.
Первичный аудит предполагает результат в виде выкладки аналитических данных и выработки рекомендаций по внесению изменений на сайте.
По понятным причинам ценообразования, итоговая цена аудита у агентства среднего коммерческого сайта составит от 30 тыс. рублей.
Что дальше?
Ну вот получили вы аудит юзабилити от специалиста, что с ним делать?
Качественный аудит должен как минимум состоять из двух частей:
- Аналитические данные - это теоретическая часть аудита, в которой приводятся доводы что именно не так и почему. Что нужно изменить и зачем это делать.
- Технические задания - это практическая часть аудита, в которой расписаны задания для различных специалистов - программистов, дизайнеров, верстальщиков, копирайтеров и т.п.
Обе части должны быть взаимосвязаны - пункты в техническом задании должны присутствовать в аналитической части аудита, где должна объясняться цель внедрения той или иной функции. Все гипотезы должны быть подкреплены доводами, должно быть написано к чему должны привести изменения и за какой срок.
Задания для специалистов должны быть написаны так, что они должны быть понятны вам. Если они не понятны вам - высока вероятность, что программист (или дизайнер) их тоже может не понять.
Сторонитесь аудитов с множеством непонятных терминов. Высока вероятность, что они добавлены туда для визуального повышения квалификации документа ("написано умно - значит хорошо") - но это не обязательно так.
Нередко в готовом продукте много “воды” - изменения и рекомендации, добавленные в аудит только ради того, чтобы добавить объема страниц данному аудиту. Их необходимо убрать. Оставшаяся конкретика и будет основой частью аудита.
Отдавая в работу технические задания - помните, что необходимо вести контроль их выполнения своими силами или силами сторонней подрядной организацией.
Нередки случаи, когда при внесении улучшений на сайт - на сайте появляются сбои и неисправности в других местах. Некоторые доработки могут быть сделаны не правильно и вызывать проблемы работы важных функций сайта.
Лучшим вариантом будет внесение изменений на сайт на тестовой копии при работающем оригинале. Только после проверки работоспособности копии - произвести перенос сайта на рабочую версию.