Приветствую Вас, дорогие читатели канала «Секреты для мамочек»!
Как Вам известно, дети обладают огромным эмоциональным и интеллектуальным потенциалом. Многие психологи считают, что, если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Именно для этой цели известные педагоги разработали эффективные методики воспитания, которые успешно применяются по всему миру. Какую же из них Вам выбрать? Прочитайте эту статью и сделайте свой выбор.
1. Методика А.Н. Макаренко
Итак, начнём с самой известной в нашей стране методики. Антон Семенович Макаренко разработал методику, которая делала из беспризорников и малолетних преступников полноценных членов общества (помните фильм «Республика ШКИД»?).
Методику Макаренко можно изложить в следующих семи принципах:
1. Дети — это не зародыши будущих личностей, а школа – не подготовительный этап.
2. Детей должен объединять коллектив. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
3. У коллектива должны формироваться традиции, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.
4. Дети принимают решения и отвечают за них. По Макаренко, жизнь и досуг группы определяет сама группа. В каждой группе голосованием выбирается старший. Старший группы занимает свой пост всего полгода и только один раз.
5. Дети должны трудиться. Макаренко считал, что труд — это важная часть воспитания, но труд должен быть обоснованным. Ребенок должен знать, ради чего он работает, что даст ему эта работа, или кому она поможет.
6. Педагог, родитель и воспитатель должны быть искренними по отношению к детям. Нельзя использовать шантаж, как инструмент управления, то есть в любой конфликтной ситуации нельзя припоминать ребенку его прошлые ошибки.
7. Дисциплина — это не метод воспитания, а его результат. Макаренко говорил: «Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли».
2. Методика Марии Монтессори
Методика воспитания по Марии Монтессори основана на свободе выбора и индивидуальном подходе к детям. Эта чёткая система разработана до мельчайших деталей. Она состоит из трех основных частей:
- ребенок,
- среда,
- воспитатель.
Важен именно такой порядок. Задача воспитателя – лишь наблюдать и помогать ребенку ориентироваться в специально созданной среде обучения. Среда — это специальные Монтессори-классы – просторные помещения, разбитые на 6 зон:
1. Практическая жизнь — здесь собраны всякие бытовые предметы для развития мелкой и крупной моторики и получения простых навыков заботы о себе.
2. Сенсорное развитие — предметы для изучения вкуса, запаха, цвета и формы.
3. Математическая — предметы для обучения счету и простым вычислениям.
4. Языковая — чтение и письмо.
5. Космос — предметы для познания окружающего мира, истории культуры и т.д.
6. Гимнастика — физическое развитие.
По системе Монтессори, детей можно разделить на три возрастные группы:
1. от 0 до 6 лет — ребенок готов к развитию основных навыков;
2. от 6 до 12 лет — ребенок исследует мир вокруг себя;
3. от 12 до 18 лет — ребенок размышляет, строит логические цепочки, увязывает факты, выстраивает общую картину мира.
Скорость освоения материала, переход из класса в класс определяется только возможностями ребенка. Монтессори-школы сейчас очень распространены, их можно найти в любом более или менее крупном городе мира. Например, самая большая Монтессори-школа находится в Индии.
Основной недостаток методики — дороговизна. Это обусловлено высокой стоимостью подготовки монтессори-преподавателей, оборудования монтессори-классов и приобретения специальных дидактических материалов. Ещё один недостаток – в методике не предусматриваются подвижные и сюжетно-ролевые игры, упор делается на развитие логики, мелкой моторики и аналитического мышления ребёнка.
3. Методика Бориса и Елены Никитиных
Борис и Елена Никитины – обычные советские родители, которые разработали и испытали методику на своих семерых детях. Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, но для своего времени они были новаторами.
Основной принцип этой методики состоит в том, что начинать воспитание нужно как можно раньше, примерно с полутора лет. Основная задача — развивать у ребёнка самостоятельность. Много внимания в данной методике уделено спорту. По методике Никитиных, в доме должны быть созданы условия для физической активности, которая бы вписывалась в ежедневную рутину. Главное – не принуждать ребенка заниматься чем-либо. Важная часть физической активности — это закаливание. Дети должны быть в легкой одежде, ходить босиком дома и по снегу, средняя температура в доме должна поддерживаться на уровне 20 градусов.
Никаких специальных расписаний и тренировок не должно быть. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Родители должны активно участвовать и интересоваться тем, чем занят ребенок. Детям можно и нужно разрешать играть со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и т.д.
Никитины разработали сборник специальных задач и головоломок. У каждой задачи есть несколько уровней сложности, поэтому она подойдет даже самым маленьким. Занятия по этим сборникам – важная часть методики. Никитины советуют не помогать ребенку в решении, всегда давать несколько попыток, если решить не получается, то необходимо перейти к задачам попроще.
Для занятий с детьми от 1,5 до 5 лет важно использовать игровые материалы: кирпичики, кубики, карточки, флажки и т.д. Всё это помогает ребенку осознавать результат своей работы. Не стоит ограничиваться только предложенными упражнениями, можно и нужно придумывать новые, подстраиваться под особенности ребенка.
Методика Никитиных в целом хороша, её критикуют только за систему закаливания. Хоть они и назвали её универсальной, но не всем детям она может подойти. Применять закаливание лучше только после консультации с педиатром.
4. Методика Рудольфа Штайнера
Методика воспитания Штайнера, которая более известна как Вальдорфская школа, заключается в том, что не нужно много требовать от ребёнка. Задача родителей и школы состоит в том, чтобы вырастить гармоничную, разностороннюю личность, а не вундеркинда. Знания, которые получает ребенок, напрямую зависят от его возраста.
Учитель в школе и родители дома должны быть для ребёнка авторитетом и примером для подражания.
Каждый день ребенок должен получать новый практический опыт из той или иной сферы жизни.
Нужно воспитывать в ребенке самостоятельность.
Методика преподавания Вальдорфской школы основывается на принципе «неопережения» развития, но при этом ребёнку предоставлены все возможности для развития в удобном для него темпе. Обучение начинается с 7 лет, длится 11-12 лет. В первые 2-3 года обучения академические предметы откладываются на второй план. День учеников разделен на три части: духовный (преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (дети учатся творческим задачам: лепить, рисовать, шить и так далее).
Эвритмия — это особенность Вальдорфской школы. В течение дня дети несколько раз по 20 минут активно двигаются, топают, хлопают, читают стихи и поют песни. Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении. Например, если изучают математический материал, детям предлагают освоить его во время танца или при шитье.
Ещё одна особенность методики — изучение материала эпохами. Учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. В Вальдорфской школе нет оценок и учеников не оставляют на второй год. В конце каждого года учитель пишет подробный отчет для родителей и для ученика.
Методику Рудольфа Штайнера критикуют за то, что она целиком основывается на антропософии, которая является ответвлением от теософии, а сама теософия является спорным религиозно-оккультным учением. Критики обвиняют Вальдорфскую школу в том, что детям помимо академических предметов преподают и основы этого учения. Ещё эту методику обвиняют в том, что детям создают «тепличные» условия и потом им сложно социализироваться.
5. Методика Глена Домана
Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, разработал методики по восстановлению для детей с поражениями нервной системы. Позже он разработал методики раннего физического и интеллектуального развития для здоровых детей.
Мозг ребёнка очень активно развивается в период с 0 до 6 лет, поэтому Гленн Доман предложил начинать обучение уже с 6 месяцев. Процесс начинается с физического развития — нужно как можно раньше научить малыша ползать. Как только ребенок освоит предложенный ему навык, нужно переходить к следующему.
Методика обучения основана на специальных карточках Домана – это такие белые крупные карточки со словами, изображениями и знаками. Карточки делятся по тематике. Их нужно показывать ребенку несколько раз в течение дня.
Главный недостаток методики Глена Домана — сосредоточенность только на обучении. При таком подходе не остается времени на творчество, сухое заучивание фактов не даёт возможности ребенку развивать любознательность. Его дело состоит в восприятии информации, с ней не нужно ничего дальше делать. Подача материала ведется исключительно через карточки — это делает процесс скучным и исключает другие формы обучения.
Стоит отметить, что есть множество других методик: Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера, Джона Дьюи. Уделить внимание каждой из них невозможно в одной статье. Скажу, что они интересны только в качестве теории и для общего развития.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
А Вы какую методику выбрали для воспитания своего ребёнка? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.