Найти тему
Наталья Баева

"Какие наши годы?!" или "Даёшь пожизненную молодость!"

«Дочери десять лет – матери дела нет» - киргизская поговорка. «Мужчина – ребёнок до семи лет. До четырнадцати – отрок, в пятнадцать – воин». Екатерина II. Неужели это не благие пожелания, и такие возрастные рамки действительно были реальностью?

Действительно, чем больше узнаёшь о жизни наших предков, тем больше удивляешься их ранней «взрослости». Причём речь идёт не о каких-нибудь мрачных сектах, намеренно лишавших детей детства – нет, раннее и сверхраннее взросление было нормой решительно у всех народов.

Посетители Эрмитажа едва верят своим глазам, разглядывая рыцарские доспехи…на семилетних!

Эти мальчишки уже отлично держались в седле и владели оружием – оставалось научиться делать то же самое – но в броне с ног до головы… И не сегодня-завтра – жениться.

Нормальный брачный возраст средневековой Европы – 12 лет. Вспомните, какими словами мать выгоняет замуж четырнадцатилетнюю Джульетту: «Сама я в твои годы давно уж матерью твоей была!» Несложно подсчитать, что сварливой старухе Капульетти – 28, не больше…

А как обстояло дело у нас, на Руси? Образ жизни простонародья не менялся веками – и у казаков, у сибиряков было в порядке вещей доверять оружие… шести – семилетним детям. Не добудешь себе ужин – ляжешь спать голодным. Так ли уж нужна была семье его добыча? Нет, семье нужен был охотник и воин, способный себя прокормить и за себя постоять, даже если останется без семьи – в результате вражьего набега.

А «призывной возраст» времён Куликовской битвы потрясает наше воображение – 13 лет!

-2

Да и в гораздо более поздние времена, в ХVIII веке, название известного романа «Пятнадцатилетний капитан» не показалось бы парадоксом – такие военные карьеры особой редкостью не были. А ведь это – колоссальная ответственность – за подчинённых…

Работать крестьянские дети начинали с тех пор, как себя помнили – от посильного (а то и непосильного) труда освобождались лишь «убогие» - калеки. И отлынивать от дела – значило добровольно признавать себя неполноценным. Детям это совершенно не свойственно.

-3

И обрывалось детство – переходом во взрослую жизнь. Такой категории, как «молодёжь» просто не было.

У Пушкина в «Евгении Онегине» няня объясняет Тане, почему она «не слыхала про любовь», рассказывает о своём замужестве: «Мой Ваня, моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет»… Обычная судьба крестьянки. Понятно, что ни няня, ни Ваня ни дня не считались «молодёжью». Уже к семнадцати годам это – крепостные пахари, обвешанные детьми.

А теперь представим себе на секунду, что все эти подростки – рыцари и юные матери, воины и охотники – вздумали бы скандалить с родителями, отстаивая своё право на пирсинг и дискотеку. Доказывая глоткой свою взрослость. Смешно?

Взрослый – это тот, кто выполняет функции взрослого, берёт на себя взрослую ответственность. И, получается, возраст здесь не имеет решающего значения. Но всё же – куда наши предки так спешили, как будто боялись не успеть?

И почему переход из молодости в старость был столь же стремительным? Старушкам из русской классики – Простаковой или Лариной, – явно едва за тридцать. А древняя старуха Ростова из «Войны и мира», каждый вечер молится, чтобы постель не стала её смертным одром – ей ведь уже целых сорок шесть!

Неужели человек реально мог изнашиваться так рано? Или дело в субъективном ощущении возраста?

Если вспомнить, что на протяжении тысячелетий средняя продолжительность жизни составляла… 35 лет – тогда многое становится ясным. Далеко не каждый ребёнок вообще выживал, и у того, кто выжил, предполагалось, что век, скорее всего, долгим не будет. А ведь надо успеть вырастить детей, и очень желательно дождаться внуков. Надо успеть сделать карьеру, написать книгу, войти в историю… Всё, что мы теперь беззаботно откладываем на завтра, которого может и не быть, наши предки старались успеть – сегодня!

А «перевалив» за тридцать, человек нередко обнаруживал, что в его окружении почти не осталось ровесников – кем же он мог чувствовать себя, если не живым ископаемым?

Ситуация стала меняться лишь в XIX столетии, причём сначала – в странах, промышленно развитых. Возросший уровень жизни, и, не в последнюю очередь, достижения медицины, привели к удлинению среднего человеческого века… вдвое!

В одном из рассказов Редьярда Киплинга пятнадцатилетняя индуска спрашивает: правда ли, что англичанки могут выходить замуж и в тридцать лет? Да?! Юная мать потрясена – сама она до такой глубокой старости не надеется и дожить. Средняя продолжительность жизни в тогдашней Индии была около тридцати лет, а в Англии – около семидесяти…

А мы промышленно развитыми не были – и у нас на начало ХХ века средняя продолжительность жизни была – 36 лет! История наша складывалась так, что «задержаться» в детстве или юности мало, кому удавалось. В итоге – только в 70-80 годы ХХ века тогдашняя молодёжь сделала для себя эпохальное открытие: если взрослость – это ответственность, то можно продлить юность на неопределённый срок, просто бегая от ответственности!

И в этом мы далеко не «впереди планеты всей» – Европа, Америка столкнулись с этим раньше. На два поколения.

Если уж официально «молодёжью» считают публику до 35 лет… Ориентируют на неё индустрию развлечений, моды, красоты. Этакий детский сад, разросшийся до вселенских размеров. И как результат – смещение естественных возрастных границ. Времени, отведённого природой на период ученичества, на реализацию собственного творческого потенциала, построение собственной семьи…

Пусть ещё не стали обыденностью пенсионеры, которым компьютерные игры заменили детей и внуков – но и они уже «выросли».

Так если поставлена цель – жить лет по 120, может, и нет в этом ничего страшного? Найдёт человечество возможность лет до шестидесяти – играть в песочнице? Вряд ли… Ведь свойства человеческого мозга не меняются от самого возникновения человека – и предельный возраст окончания ученичества, начала взрослости остаётся прежним – 25 лет.

Хотя в этой очевидной, медицинской истине порой усомнишься...

Вот в Ленте безобидная статья о моде для "возрастных". Комментарий: "Всё хорошо, только открытые босоножки в возрасте "далеко за..." нежелательны. Всё же красивые ноги - редкость".

Что тут началось!

- Это у вас, видно, копыта, которые стыдно показать! А мои - не стыдно!

- Мне семьдесят, а у меня та-акие ножки! Ноженьки!

- А я свои сфоткала и выложила в Инстаграм! Так мне пишут, что у меня лучшие ножки Инстаграма!

-4

Дамы, вы серьёзно? Ещё можно поверить, что у всех "ноженьки", но как представить себе, что в семьдесят можно жить "пятнадцатилетними" интересами?