«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом — Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 1:8—2:2).
Попытки оправдать грех делались на протяжении всей истории человечества. Карл Меннингер в своей известной книге «Что сталось с грехом» привлекает наше внимание к тому факту, что на многих фронтах грех уже не осуждается. Он пишет: «Во всех сетованиях наших провидцев и предсказателей вообще не слышно слова “грех” — слова, которое, по сути, было паролем пророков. Это слово, некогда жившее в умах людей, теперь практически вышло из употребления». Некоторые психологи сегодня говорят нам, что грех существует только в воображении, а некоторые идут ещё дальше — учат, что нравственное и социальное поведение улучшится, если из нашей лексики совсем убрать такое понятие, как грех.
Среди тех, кто не считал грех большим злом, были и гностики первых двух или трёх столетий. Некоторые из них учили, что вообще нет такого понятия, как грех. Иоанн, видимо, имел в виду именно этих людей, когда излагал свои мысли в 1 Ин. 1:8—2:2. Сказанное Иоанном рассеивает все сомнения относительно того, что лжеучителя смущали умы верных.
Изучение ересей II и III веков показывает, что у гностиков существовали, как минимум, две главные школы мысли. Одна группа считала грех только духовным, или гностическим. Отсюда пошла практика аскетизма, отделявшая духовное от физического. Если человек отстранится от стихий мира, то он будет свободным от греха. Вторая группа гностиков, включая николаитов, верила, что для христиан и гностиков плотские «грехи» не существуют. Именно их, вероятно, и имеет в виду Иоанн в этом отрывке.
Во-первых, в стихе 6 он пишет о тех, кто считает, что на общение с Христом не влияет, прекратили мы ходить во тьме или нет. Во-вторых, в стихе 8 он ссылается на тех, кто утверждает, что христиане не имеют греха — то есть что для народа Божьего грех чужд. В-третьих, он говорит о тех, кто утверждает, что отдельные христиане не грешат. Во всех трёх случаях Иоанн показывает, что эти учителя заманивали христиан в ловушки. Всех, кто учит таким вещам, он обвиняет во лжи!
РЕАЛЬНОСТЬ ГРЕХА
Из всех мест Библии, посвящённых теме греха, 1 Ин. 1:8–2:2 наносит самый сокрушительный удар по тем, кто учит подобному заблуждению. Утверждая подобное, мы не только сами обманываемся, но, заявляя о своей безгрешности, мы выставляем и Бога лжецом. Если на нас нет греха, то весь замысел креста превращается в фарс. Иисус умер, чтобы простились наши грехи. Гностики заявляли, что вся история о кресте — чистый вымысел. По их словам, эта история вводит в заблуждение людей, не обладающих знанием. Некоторые из них даже утверждали, что Иисус на самом деле не умер на кресте, что вместо Него был казнён Симон из Киринеи, а Иисус прятался от толпы.
Как, оглядевшись вокруг, можно отрицать реальность и силу греха? Если нет греха, то как тогда объяснить смерть? Что послужило её причиной? Зачем Иисусу нужно было умирать? Если грех не существует, откуда тогда всё зло в мире? Если нет греха, то как ответить, откуда страдание? Если нет греха, то почему тогда существуют все несчастья и жестокости в мире? Как Иисус может дать нам лучшую жизнь, если у нас и с этой жизнью никаких проблем? Что препятствует людям служить Богу, если нет греха?
На эти и многие другие вопросы нет ответа, если отрицать реальность греха. Друзья мои, грех реален! Дьявол на самом деле «ходит по земле» (Иов. 1:7), ища, кого поглотить. Сатана не дремлет ни днём, ни ночью, стремясь погубить праведных. Да, грех реален, он мстит, и мы не должны закрывать на это глаза.
ПРОЩЕНИЕ ГРЕХА
Самая важная мысль этого отрывка не в том, что все мы грешим, а что мы имеем прощение! Все люди — грешники. Однако мы должны признать не только тот факт, что есть прощение, но также что прощение доступно всем! Все мы можем иметь прощение, если захотим. Вечная жизнь — это дар от Бога. Павел пишет, что «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Прощение — неотъемлемое свойство Бога. Иоанн говорит, что Бог «верен и праведен, простит нам грехи наши» (1 Ин. 1:9). Язык этого высказывания указывает на то, что такова сущность Бога. В прощении открывается Божья благость. «Если [мы] исповедует грехи наши», то Бог простит нам наши грехи. Это всё равно что сказать, что судья справедлив и потому истина восторжествует. Но, помимо этого, мы признаём Бога нашим Отцом. Разве не естественно, чтобы отец прощал своих детей, видя их слабости? Только несправедливый, нелюбящий отец не прощает проступок своего ребёнка, в особенности если тот сожалеет о нём.
Для прощения существуют предварительные условия. Во-первых, мы должны признать Его реальность и истину. В Ин. 1:1–7 нам внушается мысль о реальности Бога и Его Сына. Мы должны принять откровение о Сыне Божьем. Во-вторых, мы должны исповедать свои грехи. Иоанн ставит условие прощению: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1:9). Бог не обязан и не будет прощать тех, кто не осознаёт свою нужду в милосердии. В-третьих, мы должны исполнить Его волю. В своём повествовании о жизни Иисуса Иоанн цитирует Его слова: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не Моё, но пославшего Меня Отца» (Ин. 14:23, 24). Иисус утверждает, что для того, чтобы Его Отец и Он пребывали в нашей жизни, необходимо послушание.
ПОМОЩЬ ИСКУПИТЕЛЯ
Такова воля Бога, чтобы все Его дети были превыше греха. Но для нас невозможно быть совершенно безгрешными. Помните, что если мы говорим, что не имеем греха, то мы представляем Бога лжецом? (См. 1 Ин. 1:10). Бог не сделал нас роботами; в Его замысел относительно нас не входило, чтобы мы безвольно повиновались Ему. Это никак не прославляло бы Бога. Бог хочет, чтобы мы были Его детьми, любили Его и служили из любви к Нему. Это Его воля. Но Бог хочет, чтобы, имея это свободное волеизъявление, мы жили без греха.
Бог понимает нашу склонность к греху. Он дал нам выход. Иоанн пишет: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:10). Но, слава Богу, Он дал нам решение. Во второй главе Иоанн продолжает, говоря, что «мы имеем ходатая пред Отцом» (1 Ин. 2:1). Иоанн заявляет, что мы имеем личного защитника, нашего заступника, «ходатая». Так переведено греческое слово параклетон. Буквально оно означает «выступающий в защиту другого, посредник, ходатай, помощник».
Иоанн продолжает: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Он добровольно положил Свою жизнь за наши грехи. Иисус не был мучеником; Он был более чем мучеником. Это не принижает мучеников. Мучеников умерщвляли насильно, а Иисус добровольно умер за нас. Между мучениками и Иисусом большая разница! Без Его жертвы мы ничто. Но благодаря жертве Иисуса грех может быть прощён, а крест даёт нам возможность подняться над грехом — не то чтобы быть безгрешными, а именно подняться над грехом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иоанн хочет, чтобы мы поняли: грех реален — как в мире, так и в нашей жизни. В противоположность тому, что лжеучителя внушали ранним христианам, христианин может так нагрешить, что в конечном счёте погибнет. Мы должны обратиться к нашему «ходатаю», нашей «жертве умилостивления», к нашему «заступнику» перед Богом. Единственное решение греха — это кровь Иисуса Христа. Чтобы иметь прощение грехов, нам нужно соприкоснуться с ней. В Рим 6:3, 4 сказано:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻