(1 Ин. 1:5-2:2)
Становясь христианами, мы не избавляемся от всех житейских проблем. Христиане болеют и умирают. Они теряют работу или их бизнес разваливается. Они разочаровываются в друзьях. У них возникают сложности в семье. Но самая большая проблема, с которой сталкиваются христиане, связана не со здоровьем, деньгами или семьёй. Это проблема греха.
Христианин спасён от греха. Уверовав в Иисуса (Ин. 8:24), покаявшись в грехах (Лк. 13:3), исповедав свою веру (1 Тим. 6:12) и крестившись во Христа (Гал. 3:27), он получил прощение за свои грехи (Деян. 2:38). В тот момент он родился заново, стал членом Господней церкви, был спасён.
И всё же христианин продолжает грешить! Хотя он и спасся от греха, его спасение не уберегает его от согрешений. Проблема греха продолжает преследовать его. Он может попытаться решить свою “проблему греха” одним из трёх способов. (1) Он может подумать, что раз он грешит, значит не спасён. Он либо вернётся назад, в мир, либо будет искать спасение через повторное крещение. (2) Он может подумать, что раз он неспособен жить не греша, значит нужно расстаться с идеей быть христианином. Он “выпадет из обоймы”, полагая, что слишком слаб, слишком ничтожен, чтобы быть чадом Божьим. (3) Он может подумать, что раз он всё равно будет грешить, значит хватит об этом переживать, а лучше наслаждаться жизнью. Поэтому он, оставаясь христианином, будет по-прежнему жить во грехе.
На самом деле ни один из этих “способов” проблему не решает. Но Библия предоставляет помощь. В частности, в 1 Ин. 2:1, 2 (вместе с контекстом) Иоанн излагает решение проблемы греха. Он высказывает четыре мысли о грехе и христианах.
ХРИСТИАНЕ НЕ ДОЛЖНЫ ГРЕШИТЬ
Иоанн говорит: “Это пишу вам, чтобы вы не согрешали” (1 Ин. 2:1). (См. также 1 Ин. 2:15, 16; Гал. 5:19-22; Рим. 6:12-14).
Читателям Иоанна нужна была эта весть. Очевидно, некоторые из них восприняли ересь, известную как гностицизм в его ранних формах. Существовало множество форм гностицизма, но все они сходились в одном: гностики думали, что плоть — и всё связанное с ней — есть зло; а дух — и всё связанное с ним — есть добро.
В теологическом аспекте это привело гностиков к выводу, что Иисус не мог быть Богом во плоти. Будучи духом, Бог слишком благ, чтобы по-настоящему обитать в порочном, греховном теле. Поэтому они говорили, что Христос только казался плотью. (См. 1 Ин. 4: 2, 3).
В нравственном аспекте подобное убеждение привело гностиков к двум противоположным точкам зрения. Некоторые рассуждали так: раз плоть греховна, то делом христиан является отвергать плоть и даже наносить ей увечья. Они могли подвергать себя воздействию мороза, морить голодом или наносить себе раны камнями. На противоположном полюсе были считавшие, что плоть никак не влияет на пребывающий в ней дух. Поэтому они верили, что христианин может жить, как ему заблагорассудится, — может пьянствовать, заниматься чревоугодием или блудом — и это ему не повредит. В конце концов, главное — это состояние духа, который может иметь тесную связь с Богом независимо от того, что делает плоть.
Некоторые читатели Иоанна, похоже, разделяли эту, вторую, точку зрения, ибо Иоанн пишет: “...Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине” (1 Ин. 1:5, 6).
Они, должно быть, говорили: “Мы имеем общение с Богом. Наша аморальность не имеет никакого значения, потому что дух наш чист”. Иоанн им отвечает: “Вы живёте во лжи. Вы не можете иметь общение с Богом, если живёте противно Его природе и Его Слову. Если ваши дела не чисты, то и дух ваш не чист”.
Может быть, и нам тоже нужна такая весть: мы не должны грешить! Некоторые христиане знают, что грешат, но не придают значения своим грехам, говоря: “Я знаю, что ругаюсь, когда рассержусь — ну вот просто я такой”; “Да, я часто выхожу из себя и могу отколотить всякого, кто меня разозлит, но вы же знаете, какие мы, кавказцы, горячие!” Заявляя такое, христиане тем самым говорят, что они грешат и знают об этом, но не намерены прекращать. Этим христианам нужно понимать, что Бог не хочет, чтобы они грешили!
1 Ин. 1:5, 6 также говорит нам, почему мы, христиане, не должны грешить. Иоанн пишет, что нам, имеющим общение с Богом, который есть свет, не подобает ходить во тьме греха.
Давайте разберёмся в том, что такое подобающее поведение. Представьте, что президент страны прибывает с визитом к главе другого государства. Президентский лайнер катится по взлётно-посадочной полосе и останавливается. Прожекторы высвечивают дверь самолёта; подкатывают трап; оркестр играет гимн. Дверь открывается, и президент выскакивает из салона самолёта, съезжает по перилам, делает два кувырка и завершает свой выход комическим падением к ногам главы государства со словами: “Привет всем!” Да мы в принципе не можем представить себе подобную сцену: президенты не ведут себя так. Людям их ранга не подобает себя так вести.
Когда в церковь приходит маленький ребёнок, который сосёт палец, пугливо закрывает лицо руками и начинает громко плакать во время богослужения, мы не обращаем на это внимания. Ведь такого поведения мы, в общем, ожидаем от малышей. Но если в церковь придёт пятидесятилетний человек и станет сосать палец, пугливо закрывать лицо руками и громко плакать во время службы, то мы подумаем: “Какое странное поведение; что-то с ним не так”. Взрослые не ведут себя подобным образом. Поведение, приемлемое для малыша, не подобает для взрослого человека.
Иоанн говорит приблизительно следующее: христиане не должны грешить, потому что для человека, который имеет общение с Богом, грешить неприемлемо! Если вам нужно привести другим причину, почему вы не грешите вместе с ними, то вот она: просто христиане так не поступают! Грех — это неподобающее поведение для христианина.
ХОТЯ ХРИСТИАНЕ НЕ ДОЛЖНЫ ГРЕШИТЬ, ОНИ ВСЁ РАВНО ГРЕШАТ
Иоанн говорит: “Это пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил...” Существовала реальная возможность того, что христиане могли грешить. В контексте Иоанн использует ещё более выразительный язык: “Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас” (1 Ин. 1:8-10). Ясно, что христиане могут грешить и грешат. Разница между христианами и нехристианами не в том, что нехристиане грешники, а христиане нет. Разница в том, что христиане — это грешники, спасённые благодатью, а нехристиане — грешники, и всё!
Знание того, что христиане могут грешить и при этом оставаться христианами, должно помочь некоторым ученикам. Если они будут предупреждены, что христиане согрешают, они, скорее всего, не впадут в отчаяние, когда не справятся с грехом. А вы, будучи христианами, грешите? Грешат и все другие христиане! Не опускайте рук потому лишь, что вы совершили грех. Согрешение необязательно ведёт к осуждению, а вот если вы откажетесь от своего христианства, то будете осуждены наверняка.
Однако в признании того, что мы грешим, кроется проблема. Нет ли противоречия в наших словах, что мы не должны грешить, но всё равно грешим? Если грешить нельзя, а мы грешим, то сколько согрешений можно совершить “безнаказанно” и остаться спасёнными в вечности? Иоанн помогает разрешить эту проблему в двух других, довольно трудных, отрывках своего первого послания:
«Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! ...Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в Нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога» (1 Ин. 3:6-9).
«Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит...» (1 Ин. 5:18).
Так что же, Иоанн имеет в виду, что христианину совершенно невозможно согрешить? Разумеется, нет, ибо тогда бы он противоречил тому, что сказал в 1 Ин. 1:8, 10; 2:1. Что же тогда он имеет в виду?
Ответ на этот вопрос скрывается в грамматическом времени глаголов на языке оригинала. На греческом эти глаголы употреблены в настоящем времени, которое несёт в себе идею продолженного действия. Их можно перевести, добавив слово “продолжает”. Буквально Иоанн говорит:
«Всякий, кто продолжает пребывать в Нём, не продолжает грешить. Кто продолжает делать грех, тот от дьявола. Всякий, рождённый от Бога, не продолжает делать грех. Он не может продолжать грешить, потому что рождён от Бога. Всякий, рождённый от Бога, не продолжает грешить».
Таким образом, Иоанн учит, что, да, христиане согрешают; однако они не грешат постоянно! Они не грешат по привычке. Грех уже не является главной характеристикой, ведущим принципом или основной тенденцией их жизни. В его изображении христианин не стремится к греху, а лишь случайно поддаётся соблазну греха. Он обычно, привычно, ходит Божьими путями, но иногда спотыкается и падает. Целью его жизни является праведность. Но изредка он уступает греху.
Чтобы проиллюстрировать это, вспомним, что делает победитель, будь то спортсмен или команда: прекрасный игрок в гольф не всегда посылает точный мяч в лунку и не всегда выигрывает соревнование. Но он всегда играет лучше и побеждает чаще других. Хороший бейсболист не всегда наносит меткий удар битой. Он даже не всегда отбивает мяч. Иногда он даже выбивает его в аут. Но у него всегда достаточно шансов добиться успеха. Самая лучшая футбольная команда не всегда выигрывает игру, но практически всегда побеждает в чемпионатах.
То же самое можно сказать и о христианине. Он не всегда побеждает грех, но всё же побед у него больше, чем поражений. И хотя он иногда проигрывает битву с искушением, это не становится для него привычкой. В своей жизни он стремится не к греху, а к праведности. Порой он может “выбить в аут”, но гораздо чаще он “поражает цель”.
Христианину нужно понимать, что он не должен грешить, но согрешать он будет всё равно. Поэтому, когда такое случается, у него нет причин отчаиваться, зато есть причина подняться и снова постараться жить праведной жизнью.
КОГДА ХРИСТИАНЕ ГРЕШАТ, БОГ ДАЁТ ЛЕЧЕБНОЕ СРЕДСТВО
Иоанн говорит: “…а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом — Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира” (1 Ин. 2:1, 2).
Иоанн говорит, что мы не должны грешить, но всё равно грешим. Это плохая весть. Но затем идёт хорошая весть: Бог предусмотрел для нас прощение, когда мы согрешаем! Эта весть говорит мне, что, хоть я и грешник, Бог всё равно может простить меня, и я всё равно могу попасть на небеса!
Каким образом осуществляется это прощение? Бог просто дал нам Иисуса Христа. Он наш заступник, излагающий наше дело перед Отцом. Он умилостивление за наши грехи — средство, с помощью которого грех покрывается и прощается. Наши грехи прощаются посредством Его крови (1 Ин. 1:7).
На каком тогда основании мы имеем надежду на прощение и на спасение в вечности? На основании нашей врождённой порядочности? Наших добрых дел? Идеальной христианской жизни? Нет! На основании Божьей благодати и Христовой крови! Мы прощены не за то, что мы сделали для Бога, а потому, что это Божье деяние!
ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЖЬЕ ЛЕЧЕБНОЕ СРЕДСТВО ОТ СВОИХ ГРЕХОВ
Иоанн также заостряет внимание на том, что прощение, которое Бог даёт христианам через Христа, имеет условия. Чтобы получить это прощение, христиане должны что-то сделать.
Не следует этому удивляться. Изначально мы спасаемся благодатью — но только когда мы принимаем эту благодать, исполнив условия прощения: уверовав, покаявшись и крестившись. Поэтому логично, что мы должны сделать что-то, чтобы оставаться спасёнными благодатью через Христа.
Что же требует Бог от христиан, чтобы простить их? Что мы должны делать, чтобы оставаться спасёнными? Я думал в этом разделе привести три-четыре момента, но в конце концов пришёл к выводу: чтобы простить нам наши грехи, Бог требует от нас только одной вещи — а не трёх или четырёх! В 1 Ин. 1:7 Иоанн говорит нам, что это за одна вещь. Единственное, что необходимо христианину для очищения его грехов — это “ходить во свете”!
Кто-то может возразить: “А покаяние — разве оно необязательно?” Конечно, обязательно: христианин должен покаяться в своих грехах (Деян. 8:22). Но если он ходит во свете, он будет постоянно каяться. Да, в контексте Иоанн говорит: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1:9). Но если христианин ходит во свете, он будет постоянно исповедовать свои грехи перед теми, кого они касаются. “А молитва? Разве христианин не должен молиться о прощении?” Конечно, должен (Деян. 8:22). Но христианин, который ходит во свете, будет постоянно молиться о прощении. Так что “хождение во свете” включает в себя покаяние, исповедание греха и молитву о прощении. Таким образом, христианину, чтобы получить прощение, нужно делать не три вещи, а всего одну — “ходить во свете”.
Но что значит “ходить во свете”? Это не значит жить безгрешно. Если бы это означало “жить безгрешно”, то Иоанн бы сказал: “Если мы живём безгрешно, то кровь Иисуса очищает нас от грехов”. Но если бы мы жили безгрешно, то у нас бы не было грехов, которые нужно было бы прощать! Поэтому “ходить во свете” не может означать безгрешную жизнь.
Тогда что это значит? Мне кажется, что это может означать только неустанное стремление жить в соответствии со светом Божьего Слова.
“Неустанное стремление” — это ключ к хождению во свете. Христианин не живёт безгрешно, но всегда стремится, делая всё, что в его силах, чтобы в сложившихся обстоятельствах исполнять Божью волю. Он часто спотыкается, но всегда работает над осуществлением своей цели. Если он так поступает, то мы верим, что Бог признаёт его “ходящим во свете”.
Если мы “ходим во свете”, то имеем такое благословенное обещание: “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха”. Здесь опять употреблено настоящее время глагола, подчёркивающее продолженность действия. Этот отрывок можно было бы перевести таким образом: “Если же постоянно ходим во свете, то постоянно имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса постоянно очищает нас от всякого греха”. Мы, христиане, ходящие во свете, постоянно ходим в потоке очищающей крови Христа! Как только мы согрешаем, кровь Иисуса тут же очищает нас, и Бог нас прощает.
Это значит, что если я христианин, неустанно стремящийся исполнять Божью волю, то мне не нужно волноваться о том, что если меня посетила дурная мысль, а затем случился сердечный приступ и я умер, не успев помолиться о прощении, то я отправлюсь в ад из-за одного греха, о котором не помолился! Напротив, я могу всегда радоваться, зная, что, раз я постоянно стремлюсь повиноваться Ему, Иисус постоянно прощает мои грехи, и я могу быть уверен, что попаду на небеса!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Остаётся ещё один вопрос: а вы ходите во свете, неустанно стремясь исполнять Божью волю так, как Он того хочет?
Если бы я хорошо знал вас, то смог бы сказать, ходите ли вы во свете. По крайней мере, могу сказать следующее: мне кажется, что если христиане не заинтересованы в чтении Библии и в молитве, если они нерегулярно ходят на богослужение, если они принимают участие в мирских делах, то они не стремятся приложить все усилия, чтобы жить для Бога. Но в вашем случае я могу ошибаться.
С другой стороны, даже если я не знаю наверняка, ходите вы во свете или нет, то вы это знаете, не так ли? Вы знаете, упорно вы стараетесь жить в соответствии с Божьим Словом или нет. Можно обмануть других, но вы вряд ли обманываете себя.
И есть ещё кто-то, кто знает. Бог знает, действительно ли вы ходите во свете, упорно стремясь следовать за Ним. Можно обмануть других; можно даже обмануть себя. Но вы не можете обмануть Бога! Он знает, чего можно ожидать от вас. Он знает ваше сердце и то, стремитесь ли вы делать всё возможное, чтобы жить по Его Слову. Реально вопрос стоит так: что знает Бог? Какими Бог видит вас?
👉🏻 Уникальные экскурсии и туры по всему миру (Реклама. ООО «ЮТРЕВЕЛМИ». ИНН 5405021086)