Найти в Дзене
Тёмный историк

Какие фильмы снимали в Третьем Рейхе? Какой жанр был самым популярным?

Когда нацисты пришли к власти, они попытались поставить к себе на службу все инструменты пропаганды, являясь во многих областях новаторами.

В 1938 году в Рейхе были созданы особые учебные заведения для будущих режиссеров: чтобы они творили «контент» в духе идей национал-социализма.

Главный пропагадист Третьего Рейха, Йозеф Геббельс, уделял фильмам исключительное внимание, создал даже Имперскую палату кино, для пущего контроля.

Гитлер и Геббельс на студии Ufa, 1935 год. Между двумя этими политическими фигурами имелись разногласия: Гитлер выступал за увеличение количества откровенно агитационных картин, Геббельс был сторонником более «тонкого» подхода.
Гитлер и Геббельс на студии Ufa, 1935 год. Между двумя этими политическими фигурами имелись разногласия: Гитлер выступал за увеличение количества откровенно агитационных картин, Геббельс был сторонником более «тонкого» подхода.

Интересно, что примерно к 1942 году завершился процесс национализации всей немецкой киноиндустрии.

Однако, ошибутся те люди, которые представляют себе типичное кино «Третий Рейх стайл» в виде монотонной (или, напротив, пламенной), агитки. Против этого официально выступал лично Геббельс. Он прекрасно понимал, что люди, уставшие от бытовухи и от тягот войны, скорее обратят свое внимание на комедии и приключения.

Интересный факт: сам Геббельс одобрительно высказывался о некоторых советских картинах, таких как «Броненосец «Потемкин» (режиссер — С.М. Эйзенштейн). Конечно, его восхищали именно художественные достоинства таких фильмов, но не их идеологический посыл.

Да, в Третьем Рейхе было достаточно откровенно агитационных работ, перечислю несколько: «Юный гитлеровец Квекс» (1933 год), «Ханс Вестмар — один из многих» (1933 год), «Выше голову, Йоханнес» (1933 год). Ну и «Триумф воли», конечно же, да. Однако, гораздо чаще «фильмы-агитки» носили исторический или военно-исторический оттенок. Сам Геббельс говорил по этому поводу:

Лени Рифеншталь со своей командой во время съёмок «Триумфа воли». Нюрнберг, сентябрь 1934 года. Несмотря на жесткие рамки, нацистская власть и помогала режиссерам и студиям: массовкой, льготами, кредитами.
Лени Рифеншталь со своей командой во время съёмок «Триумфа воли». Нюрнберг, сентябрь 1934 года. Несмотря на жесткие рамки, нацистская власть и помогала режиссерам и студиям: массовкой, льготами, кредитами.

«Национал-социалистическое мировоззрение не может восполнить художественные недостатки. Если какая-нибудь фирма подходит к изображению событий, связанных с деятельностью штурмовых отрядов или к национал-социалистической идее, то этот фильм должен обладать высокими художественными достоинствами...»

Потому выходило достаточно исторических и военных работ: «Кольберг» (этот фильм вообще вышел в 1945 году!), «Подлодки на Запад», «Парацельс», «Бисмарк». Вышло несколько картин о жизни прусского короля Фридриха Великого.

И все равно, все эти фильмы — лишь капля в море. Больше всего в Третьем Рейхе сняли... комедий и мелодрам.

«...в 1934 году 55 процентов показываемых фильмов были комедиями, 21 процент — драмами и 24 процента — политическими фильмами...в 1938 году к политическим было отнесено только 10 процентов...» (с) Ричард Эванс

Этот фильм закончили снимать аж в 1945 году.
Этот фильм закончили снимать аж в 1945 году.

При этом, конечно, даже в комедиях чаще всего могли добавить ложку «агитки». Например, сделать отрицательными героями коммунистов или евреев.

Однако в целом, на протяжении всего существования Третьего Рейха, комедии составляли около половины всех выпущенных фильмов Третьего Рейха. Открытой пропаганды было примерно десять процентов, все остальное было «завуалировано» в иных жанрах.

Возможно, именно поэтому немецкие фильмы времен Третьего Рейха оказались «нарасхват». Нет, серьезно, после 1945 года союзники конфисковали все картины, какие нашли... и почти все постепенно либо повторно выпустили в прокат, либо сняли с них ограничения. Сейчас в «ограниченном доступе» только около сорока картин из более чем тысячи (в основном «ограничены» проекты антисемитского характера, такие как «Еврей Зюсс»).

Фильм «Девушка моей мечты» пользовался успехом в советском прокате после войны. Эта картина вышла в 1944 году.
Фильм «Девушка моей мечты» пользовался успехом в советском прокате после войны. Эта картина вышла в 1944 году.

Интересно, что и в СССР вообще не брезговали крутить «трофейные» немецкие картины, причем это было именно в сталинском СССР. В сороковые-пятидесятые годы в СССР было показано больше тридцати фильмов «прямиком из Рейха». Особенно «пришлись ко двору» антибританские работы (в связи с Холодной войной): «Дядюшка Крюгер», «Титаник», «Лиса из Гленарвона». Правда, в Советском Союзе этим фильмам, как правило, меняли названия.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.