У истоков этого мифа стоят два человека, которые решили возвыситься в глазах советского народа путём очернения имени вождя. Ирония истории, но в конце концов они закончили свою жизнь в политическом забвении, хотя никакой смены общественного строя тогда не было...
Первый из них — это Н. С. Хрущёв. Мотиваций всё переврать у Первого секретаря было хоть отбавляй и эта одна из них:
Директивное письмо Военному Совету Юго-Западного фронта 6 июня 1942 года
В течение каких-либо трех недель Юго-Западный фронт благодаря своему легкомыслию не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел еще отдать противнику 18–20 дивизий.
Это катастрофа, которая по своим пагубным результатам равносильна катастрофе с Ренненкампфом и Самсоновым в Восточной Пруссии. После всего случившегося тов. Баграмян мог бы при желании извлечь урок и научиться чему-либо. К сожалению, этого пока не видно. Теперь, как и до катастрофы, связь штаба с армиями остается неудовлетворительной, информация недоброкачественная, приказы даются армиям с запозданием, отвод частей происходит также с опозданием, в результате чего наши полки и дивизии попадают в окружение теперь так же, как и две недели тому назад.
Понятно, что дело здесь не только в тов. Баграмяне. Речь идет также об ошибках всех членов Военного совета и, прежде всего, тов. Тимошенко и тов. Хрущева. Если бы мы сообщили стране во всей полноте о той катастрофе – с потерей 18–20 дивизий, которую пережил фронт и продолжает еще переживать, то я боюсь, что с вами поступили бы очень круто.
И. Сталин.
ЦАМО Ф. 3. Оп. 11556. Д. 8. Л. 212–214.
Источник: Военно-исторический журнал.
1990. № 2. С. 45–46.
Если бы сообщили стране, что ошибка Хрущёва стоила жизни 400 тыс. солдат... А какие ошибки допускал Хрущёв И. В. Сталин объясняет в следующем документе.
Прошу для себя отметить: "...отвод частей происходит также с опозданием", а также заключительную часть Директивного письма Военному Совету Юго-Западного фронта от 6 июня 1942 года:
Мы решили оказать вам помощь и дать вам шесть истребительных бригад (без дивизионных управлений), один танковый корпус, два полка РС, несколько полков противотанковой артиллерии, 800 противотанковых ружей. Стрелковых дивизий не можем дать, так как нет у нас готовых к бою.
Источник: Там же.
Чтобы понять, для кого всё-таки солдаты были "пушечным мясом"
Немудрено, что Харьковской операции, Н. С. Хрущёв уделил огромную часть в своём знаменитом "закрытом докладе" на ХХ съезде КПСС:
Я позволю себе привести в этой связи один характерный факт, показывающий, как Сталин руководил фронтами. Здесь на съезде присутствует маршал Баграмян, который в свое время был начальником оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта и который может подтвердить то, что я расскажу вам сейчас...
...Я звоню Василевскому и умоляю его:
— Возьмите, — говорю, — карту, Александр Михайлович (т. Василевский здесь присутствует), покажите товарищу Сталину, какая сложилась обстановка. А надо сказать, что Сталин операции планировал по глобусу. (Оживление в зале.) Да, товарищи, возьмет глобус и показывает на нем линию фронта. Так вот я и говорю т. Василевскому, покажите на карте обстановку, ведь нельзя при этих условиях продолжать намеченную ранее операцию. Для пользы дела надо изменить старое решение.
Источник: Речь Н. С. Хрущёва на ХХ съезде КПСС "О культе личности и его последствиях"
И надо отдать должное Василевскому, который в своих мемуарах написал:
Но у всех в памяти остались слова Н. С. Хрущёва, а не Василевского.
К тому же другой военноначальник, который, кстати, позже, когда уже стал не нужен Хрущёву, был так же обвинён в провале операции:
Тоже во многом способствовал компании по очернению И. В. Сталина. Но об этом уже в другой статье, статье о том, кто на самом деле "проспал" начало войны: