В декабре 1999 года была обнародована статья тогдашнего премьер–министра Владимира Путина о необходимости быстрого и устойчивого экономического развития:
— Подчеркиваю, именно быстрого, поскольку сроки на раскачку стране не отпущены. Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии и Испании… нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10% в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции.
«Расчёты экспертов», какой прирост нужен, чтобы за 15 лет сравняться с любой страной на выбор, делаются на калькуляторе. Других расчётов, судя по всему, и не было, а в 2014 вместо ВВП Россия приросла другим местом.
В 2020 ожидаемый ВВП на душу населения в России составит $10,500.
В Португалии — $22,700, во Франции — $41,800, в Турции — $13,600.
Минимальная зарплата в Турции (~36 000₽) — на уровне медианной в России.
В 1999 Путин рассуждал о росте 8% и ВВП Португалии.
В 2020 для России недостижимыми выглядят даже 30% до уровня Турции.
S&P прогнозирует сокращение ВВП России в реальном выражении на 3,5% в 2020 году и рост в среднем примерно на 2,8% в 2021—2022 годах. По оценкам, показатель ВВП на душу населения стабилизируется на уровне примерно 11 тыс. долларов в 2020—2022 годах, что существенно ниже максимального значения почти в 16 тыс. долларов в 2013-м.
В конечном итоге темпы восстановления будут зависеть от продолжительности пандемии в стране и в мире в целом, причем развитие ситуации с COVID-19 также скажется на прогнозе в отношении цен на нефть.
Путинская Россия — почти эталон неолиберальной веры во всемогущее свойство частного бизнеса лечить всё, к чему его приложишь, а государства — всё только портить.
Так все 20 лет он и правит: с глубоким недоверием и опасением к возможностям государства, ему доверенного, для каких-то экономических и социальных изменений (или не верит в свои способности заставить государство что-то сделать — что, суть, одно).
Только резал потихоньку социалку, следил, чтобы бюджет сходился да копил кубышку Стафбонда из суеверного страха перед дефицитом и долгом — в надежде, видимо, что все проблемы России — от бедности до жилья, от медицины до дорог — сами как-нибудь решатся, да частным бизнесом, да на плоские налоги, да помолясь, и на просачивающиеся в экономику струйки нефтяного богатства.
Бизнес всех по ипотеке обеспечит жильём, поднимет каждому пенсию через частные пенсионные фонды, создаст на всех технологичные рабочие места с частной медстраховкй в соцпакете, починит дороги, построит дороги, обновит автопарк, а экономика от всего это выйдет на пятое место в мире.
Стабфонд ему ещё давно предлагали направить на развитие, он думал, но, так как не знал, что на него можно сделать стране нужного, да чтоб все не потерять — и побоялся вообще его трогать.
А в кризис-2020 оказалось, что, как пользоваться заначкой на чёрный день в чёрный день — он тоже не знает.
Весь его план, походу, был, всё по тем же неолиберальным заветам Кудрина:
1) копить заначку,
2) не допускать дефицита,
3)…
4) однажды звёзды сойдутся, и тогда экономия бюджета и неиспользованные триллионы в банке магически дадут ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Бюджет по средствам, заначка в банке, а роста нет — и что с этим делать, Путин тоже не знает.
В итоге, похоже, в следующие несколько лет все педантично накопленные резервы уйдут на закрытие так же педантично поддерживаемого бюджетного баланса. Без какого-то даже злого умысла — просто Путин, похоже, действительно не знает, что делать, и боится пытаться — только воровать.
Видимо, это историческая ответственность по-путински: воровать не рисковать реформировать.
От воровства-то России не убудет — тыщу лет в ней воровали, и хуже от этого не становилось. А начни что-то менять — может ведь и сломаться.
Узел-2020
1) Отложенные эффекты весеннего карантина проявили себя далеко ешё не все. Будут и дальше закрывающиеся бизнесы, и проевшие сбережения безработные, и кризисы неплатежей, нарастая, будут отдаваться на разных уровнях эхом.
2) Всё это на фоне продолжающегося с 2014 года ухудшения макроэкономической ситуации.
3) Всё это на фоне мировой рецессии, спроса на нефть и скукожившихся сырьевых доходов.
То есть, в 2020 году Россия совершила резкий прыжок вниз и вглубь по нисходящей прямой, с которой она не сходила уже шесть лет и продолжает.
На этом фоне в России и разворачивается интересный любовный треугольник:
1) ухудшающийся экономический кризис →
2) закредитованное и заипотеченное население быстро теряющее работу и доходы →
3) государство, собиравшие резервы из налогов якобы на чёрный день, делающее вид, что оно тут вообще ни при чём.
У влсти есть все ресурсы и возможности смягчить и предупредить последствия кризиса по гражданам, разрубив этот треугольник.
Однако, если власть продолжит игнорировать ситуацию в стране, на чьих резервах она уселась бетонной жопой, то участники треугольника 1 и 2, ухудшающиеся экономические условия и растущие долги беднеющего населения идут на прямое столкновение.
Подписывайтесь на канал в Телеграме: t.me/moralpolitics