Привет!
Мы планируем открывать свой интернет-магазин и я буду рассказывать об этом в нашем блоге. Сейчас мы находимся в самом начале нашего пути, у нас еще ничего нет: ни сайта, ни плана, ни ниши, ни поставщиков, ни ... ни ... ничего в общем.
Идея зрела давно, соответственно и мыслей на эту тему накопилось много. Есть и списочки, и заметки, и наброски плана. Если не выложить все это в одном месте, то либо что-то потеряется, либо в голове будет слишком много ранее обдуманных мыслей. А моя цель - структурировать этот поток. Поэтому я решила начать с составления списка вопросов, которые я сама себе задаю при мысли об открытии интернет-магазина.
Бизнес-план и финансовая модель
У меня есть достаточно широкий опыт по оценке эффективности различных проектов в крупных компаниях на сотни млн. руб. В связи с этим я понимаю несколько вещей:
- не стоит начинать открытие startup без четкого и подробного бизнес-плана и фин. модели;
- от качества финансовой модели, а также ее предсказательной силы, зависит очень многое. Чем больше поработаешь в самом начале при ее формировании, тем легче будет потом и прогнозировать свои затраты и понимать причины отклонения от плана. Ведь отклонения от плана будут всегда;
- финансовая модель это "не разовая акция" - с ней можно и нужно работать постоянно: расшивать статьи расходов, дополнять фактическими данными, актуализировать статьи затрат и доходов. От этого будет зависеть насколько комфортно ты будешь себя чувствовать в условиях vuca - мира (мир в условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности).
Ниша
Я думаю, это основной вопрос, вокруг которого и крутится интернет-магазин. Важно определиться "что ты будешь продавать", ведь от этого зависит и маржинальность, и необходимые ресурсы, и структура сайта и много всего прочего.
Мы до сих пор не определились с нишей и это проблема. Для нас это стало камнем преткновения. Можем обсуждать определенную нишу часами и до середины ночи, а проснувшись утром и взяв в руки кофе понять, что это не она. Не наша история.
Поиск поставщика
Поставщик - это следующий, кого тянет за собой ниша. В зависимости от того, какой товар мы решим продавать, зависит и поиск поставщика. А ведь от этого поставщика будет очень много зависеть. От того, насколько качественный товар он будет поставлять, насколько оперативно готов отгрузить и насколько лоялен будет зависеть магазин. Особенно на старте, особенно если он один.
В идеале конечно иметь несколько поставщиков на товары одной группы, чтобы вовремя можно было "выключить" товары одного поставщика и не потерять поток. Но это конечно идеальная картинка. А идеально не бывает. Как альтернативу поставщику мы конечно рассматривали собственное небольшое производство, но в нем необходимы значительно более высокие вложения, да и уровень экспертизы.
Сайт
Безусловно, какой интернет-магазин без сайта. Есть несколько альтернативных вариантов создания сайта: собрать на одном из конструкторов сайтов, заказать у профессионала или написать самому.
Последний вариант самый сложный, и тех базовых знаний по созданию сайта, которые есть - явно недостаточно. Мы пока остановились на варианте "сначала собрать сайт на конструкторе и пощупать его". Думаю, во время создания сайта и его пилотирования мы сможем понять, что нам в нем не нравится, что неудобно или хотелось бы добавить. Ведь конструктор он на то и конструктор, что ограничен идеей его создателя и не может удовлетворить всех "хотелок". По итогам откатки конструктора - пойдем писать ТЗ для профессионала (хочется избежать кейса "хочу то, не знаю что и красную кнопочку сверху КУПИТЬ"😂).
Маркетинг
Также немаловажный блок. От грамотной рекламы будет зависеть и посещаемость сайта и кликабельность и собственно конверсия в лиды. При этом для каждого из магазинов со своим направлением подход к рекламе и маркетингу в целом будет разным.
Каналы взаимодействия с клиентами
Конечно, сайт это один из основных каналов продаж в интернет-магазинах. Однако, нельзя забывать и о соц. сетях (например, Instagram). Предполагаю, что помимо сайта нам все таки придется делать и аккаунт в соц. сетях. Полагаться на Inst без сайта мы бы не хотели. Хотя многие с этого и начинают.
Открытие ИП и все, что с этим связано
Вопрос открытия ИП не выглядит достаточно сложным относительно тех пунктов, что перечислены выше. Однако, он заслуживает отдельного внимания. На открытие ИП необходим определенный перечень документов и денег, а также времени. Но я думаю оставить этот момент до решения основных насущных тем.
Бухгалтерия и расчеты с клиентами
Это один из самых сложных вопросов в моем понимании. Реализация этой части своими силами мне представляется достаточно сложной. Наше решение - бухгалтер на аутсорсе. Существует практика, когда проф. бухгалтера берут на сопровождение несколько ИП и таким образом формируют свой доход. Думаю, это самое верное решение в нашем случае.
До новых встреч!😊