Процесс освоения нового часто сопряжен с одной любопытной проблемой - стыдом за незнание. Казалось бы - всё просто: ты чего-то не знаешь, идёшь, узнаёшь. Но сложность в том, что многим людям с самого детства втолковывали, что чего-то не знать или не уметь - стыдно. "Ай яй яй, такой большой, а сам шнурки не завязываешь? Стыдись". Помните такие фразы? В детском саду и в школе приходилось неоднократно сталкиваться с подобным. С критикой своей неумелости в период освоения умения.
В дальнейшем, пытаясь научиться чему-то новому, человек вынужден начинать не с нуля, а даже из минуса, из места где обнаруживать себя незнающим и неумеющим уже дискомфортно. В дополнение к этому не стоит забывать, что процесс освоения нового чаще всего происходит методом проб и ошибок, которые могут усиливать чувство стыда. Это чем-то напоминает историю с уборкой перед приходом клининга и подпиливанием ногтей перед походом на маникюр. Невозможно показаться другому в такой неприбранной квартире или с такими неаккуратными ногтями, даже если это его работа.
Существует несколько стратегий поведения в таких ситуациях, например, пытаться делать вид, что всё знаешь и умеешь. Эта стратегия очень сильно может затруднить процесс обучения, в котором надо пробовать и задавать вопросы, ведь зачем спрашивать, если ты и так "в курсе"? При этом нужно соответствовать, предъявляя результат своего "знания", а это может быть невозможно и человек попадает в ловушку. Невозможно признаться в незнании и невозможно научиться не признаваясь. Особо талантливые ухитряются научиться самостоятельно (та самая уборка) и приходить на обучение, чтобы блеснуть знанием. Остальным чаще всего проще бросить учиться под соусом "мне это не нужно, я и так могу".
Ещё один вариант - сразу назвать себя косоруким идиотом, который ни на что не способен, пытаясь защититься от возможных нападок. Ведь какой смысл уличать в неумелости того, кто и сам с этим несомненно согласен? Эта стратегия опасна тем, что в ней теряется мотивация и большие трудности с принятием поддержки. Зачем что-то делать, если всё равно ничего не выйдет? Любая неудача становится доказательством собственной никчемности, а любой успех - случайностью.
Не менее сложной ситуация является для учителей и преподавателей, поскольку помимо непосредственно обучения им приходится заниматься подбадриванием и разубеждением ученика и это может отнимать большой объем сил и времени при, повторюсь, неоднозначной мотивации другой стороны. Ведь если один убеждён, что всё равно ничего не получится (или он и так всё знает), то зачем второму тратить на это силы, если он конечно не психотерапевт и не имеет прямого запроса на изменение этой ситуации? Я не отрицаю существования учителей, которые готовы много и сильно поддерживать своих учеников в непростой битве с внутренними демонами, но не уверена, что таковых большинство. И дальше ситуация может сложиться как самосбывающееся пророчество - на очередные сомнения в целесообразности занятий учитель может согласиться. "Да, похоже и правда ничего не выйдет".
Что делать? Психотерапия тут однозначно может помочь, но можно поддержать себя дополнительными способами.
- Изучайте свои чувства в ответ на критику и замечания и различайте, к чему они относятся.
Учителя и преподаватели правда делают замечания и исправляют. Это печальная, но неотъемлемая часть обучения. Сталкиваясь с этим аспектом внимательно отслеживайте - какие чувства у Вас и как они появились? Множество провоцирующих стыд переживаний начинается со слов "наверное он думает, что я..." Найдя у себя в голове подобные конструкции не забывайте проверять их на реальность. Иногда достаточно просто спросить. Для успешности этого пункта важно выбирать поддерживающих учителей, умеющих мягко и по делу рассказывать о том, что не получается у ученика и как это исправить. На фоне их спокойных объяснений собственные фантазии станут более явными.
- Экспериментируйте с чувством стыда
Ещё можно попробовать, сначала на более легких примерах, чувствовать стыд и продолжать двигаться к своей цели. Представьте себе какую-нибудь слегка неудобную ситуацию, в которой не очень хотелось бы оказаться, но не смертельно. Например, когда Вы приходите в кафе и Вас сажают за какой-то столик, а Вам хочется за другой, у окна. Просить другой столик как-то неудобно? Это тот самый случай когда надо попробовать и посмотреть на результат.
- Замечайте, когда мир отличается от Ваших фантазий в лучшую сторону
Для выполнения предыдущего пункта нужна определенная смелость и сила духа. Смогли попросить другой столик, хотя было очень тяжело решиться? Это уже достижение. Не факт конечно, что Вас пересадят, но вряд ли скажут: "Ай яй яй, такой большой, а хочет у окошка сидеть". И это важно заметить. Когда в следующий раз нужно будет показать миру что-то неловкое, у Вас уже будет опыт, что небо не падает на землю и никто не приходит стыдить.
Экспериментируя с такими моментами, можно стать прочнее в том месте, где стыд становился причиной остановки и замирания, называния себя идиотом и подобных реакций. Шаг за шагом можно прийти к доказательствам, что мир отличается от неприятных фантазий, порождаемых стыдом внутри. И этот опыт может стать хорошей прочной опорой для движения вперед и освоения новых вершин.