Найти тему
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Не для школы я детей рожала

В конце лета мы вернулись из-под Питера в наше забытое богом Задонье. После чего мне поступило несколько комментариев и сообщений, авторы которых весьма озабочены нашим решением. По их мнению, переехав в деревню, мы лишили наших 5-летних сыновей-близнецов многих "городских" возможностей. В первую очередь - нормального образования.

Ну, что сказать... Школа 11-летка в нашей глухой деревне есть, многие учителя, которые там работают - замечательные люди и профессионалы своего дела. Но несмотря на это, скорее всего, мы в школу не пойдем. И не потому, что она плохая. А потому что школа - это школа.

Для неповоротливой, устаревшей, косной системы современного школьного образования ученик - всего лишь галочка в отчетности.

А я не хочу, чтобы мои дети были галочкой.

Не для того я их рожала.

Пять лет назад.
Пять лет назад.

Я несколько лет работала в сфере, близкой к образованию. Изучала научные материалы, личные истории и отзывы. Общалась с учителями, родителями и детьми в разных регионах РФ.

И убедилась в том, что нынешние школы в массе своей не способны научить ребенка главному в современном мире. Информационной грамотности. Умению быстро перерабатывать большие объемы новых знаний и применять их на практике. Любознательности. Гибкости мышления.

Разве современная школа стремится развивать индивидуальность? По максимуму реализовать ребенка? Да просто - заинтересовать его учебой?..

А я не хочу, чтобы мои дети потеряли желание учиться, стремление познавать и творить. Не хочу продираться вместе с ними через дебри перегруженной школьной программы. Объяснять, что в школу ходить "надо", потому что иначе "станешь дворником". Бороться с равнодушием заваленных отчетностью педагогов. Сталкиваться с социальным неравенством и буллингом.

Альтернатива есть. Хоть в Москве, хоть в Задонье, хоть в пустыне Сахара.

Это - семейное образование.

Не ущербная "дистанционка", которой замучили детей и родителей в этом году. А настоящее семейное образование - как практически единственная возможность организовать учебу с учетом индивидуальных потребностей ребенка. Так, чтобы она приносила радость, а не мучения.

Детство в радость.
Детство в радость.

Как это не удивительно, но школа вообще необязательный элемент среднего образования. Каждый имеет право обучать своего ребенка дома - по одному, нескольким или всем предметам - и после сдачи экзаменов получить абсолютно законный аттестат государственного образца.

Причем учиться можно в том темпе, который удобен лично вам и вашему ребенку. Можно пройти два года за один. Или наоборот. Можно заниматься каждый день по 2-3 часа. Можно неделю "отдыхать", а потом ускориться. Главное - сдать итоговую аттестацию. Как именно вы учитесь - хоть на голове стоя - только ваше дело.

Сама я училась я неплохо, потому что мне хватало для этого мозгов и мотивации. Но школу не любила. И сегодня - положа руку на сердце - я считаю, что минимум 50% времени, проведенного там, было потрачено зря.

Ребенку на семейном образовании не нужно вскакивать чуть свет, чтобы успеть в школу. Он может спокойно спать до 8-8.30, нормально завтракать и заниматься так, как ему удобно. Может быть, именно поэтому дети на семейном образовании учатся лучше. Они более мотивированы. Более ответственны. Умеют сами организовать свое время. Готовы отвечать за свои ошибки и самостоятельно решать проблемы.

Самостоятельный мальчик.
Самостоятельный мальчик.

Да, от родителей семейное обучение требует колоссальной вовлечённости, массы усилий и времени. А разве традиционное школьное образование его не требует?.. Тем более, что на семейном образовании родитель вовсе не должен замещать учителей. Ему не требуется сидеть с ребенком по 7 уроков, зачитывая главы из учебника.

Есть масса других возможностей.

Да, если вы полны педагогического пыла и у вас есть опыт и силы — можно учиться дома абсолютно самостоятельно или прикрепившись к какой-то школе. В том числе, по советским учебникам, о которых лично я вспоминаю с ностальгией. А можно с помощью образовательной интернет-платформы. Главный плюс последнего варианта - мощная поддержка образовательного процесса на всех этапах обучения. Для новичков это, пожалуй, лучший выбор.

Интернет-платформ много. Я тестировала несколько, осталась довольна. Процесс отлажен, разложен по полочкам, сопровожден расписанием, конспектами, видеоуроками, списками рекомендованных учебников и литературы на лето, тестами и тренажерами. По любой теме можно задать вопросы, получить онлайн-консультацию учителя.

Есть возможность прикрепиться к одной из школ-партнеров - если, например, очень уж хочется получить аттестат престижной московской гимназии.

Пожалуйста, больше половины наших друзей и знакомых обучают своих детей дома при помощи образовательных платформ. Никто не жалуется.

Вероятно, и мы пойдем по этому пути.

  • Про главное возражение против семейного образования - отсутствие так называемой "социализации" - я написала здесь.