Найти в Дзене
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Без нормальной школы наши дети превратятся в "Маугли"

После предыдущего поста про семейное образование я получила очень активную обратную связь. Большое спасибо тем, кто высказал адекватные и вполне обоснованные возражения против такой формы обучения. И отдельная благодарность авторам писем и комментариев, которые считают, что на семейном обучении, без "нормальной" школы, мои дети не будут социализированы и "превратятся в Маугли". Маугли - это, видимо, дикий, необразованный и невежественный человек. Хотя вообще-то, согласно авторскому замыслу, Маугли - сильный, отважный, верный, сообразительный и умный мальчик, который сначала нашел общий язык с медведями и волками, а потом вполне успешно интегрировался в человеческое общество... Ну да ладно. Давайте лучше про социализацию - слово-то какое красивое! - которой ребенок непременно лишится без школы. Что это вообще такое - социализация?.. Согласно простейшему определению (нам и его хватит) — процесс интеграции индивида в социальную систему через овладение её социальными нормами, правилами и

После предыдущего поста про семейное образование я получила очень активную обратную связь. Большое спасибо тем, кто высказал адекватные и вполне обоснованные возражения против такой формы обучения. И отдельная благодарность авторам писем и комментариев, которые считают, что на семейном обучении, без "нормальной" школы, мои дети не будут социализированы и "превратятся в Маугли".

Маугли - это, видимо, дикий, необразованный и невежественный человек. Хотя вообще-то, согласно авторскому замыслу, Маугли - сильный, отважный, верный, сообразительный и умный мальчик, который сначала нашел общий язык с медведями и волками, а потом вполне успешно интегрировался в человеческое общество... Ну да ладно.

Маугли мои.
Маугли мои.

Давайте лучше про социализацию - слово-то какое красивое! - которой ребенок непременно лишится без школы.

Что это вообще такое - социализация?.. Согласно простейшему определению (нам и его хватит) — процесс интеграции индивида в социальную систему через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Я сейчас один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь. Социальные нормы, навыки и ценности прививает детям не школа, а семья. Школа - то есть, система массового государственного общего образования - только к экзаменам готовит. По крайней мере, сейчас.

Как институт, она сегодня не имеет никакого отношения к социализации. Во времена СССР школа действительно способствовала интеграции индивида в общество. Но бросила этим заниматься 30 лет назад и не возобновит сию душеполезную деятельность, я боюсь, уже никогда.

Раньше тоже было не все гладко. Но если в СССР школа была, как старая лошадь - не слишком красивая, не очень дружелюбная, но худо-бедно везущая своего хозяина туда, куда он ее направил - то сегодня эта лошадь, простите, мертва. И сколько не прыгай на спине у несчастной животины, она не встанет.

Пора ободрать шкуру, сшить из нее хорошие ботинки и идти дальше. Догонять тех, кто умчался вперед на электромобилях, а то и космических кораблях.

Нужна ли школа для "социализации"?.. Если уж на то пошло, человечество тысячи лет как-то обходилось без нее. Конечно, на определенном этапе исторического развития массовая общедоступная школа сыграла огромную роль в вопросе распространения грамотности. Но "социализация" тут причем?

Если вы верите, что современная школа способствует процессу интеграции индивида в общество, то поверьте, тогда уж, что этому же способствуют детский дом и тюрьма.

По идее, они должны содействовать социализации даже больше, чем школа - после уроков оттуда никто домой не уходит.

Социализированный индивид.
Социализированный индивид.

Мне кажется, имеет место терминологическая путаница - говоря "социализация" мы часто подразумеваем "коллективное взаимодействие" и способность ребенка к таковому. А это, как вы понимаете, совсем не одно и то же.

Впрочем, в нынешней школе и с коллективным взаимодействием туговато. Есть, конечно, хорошие учебные заведения, где дети участвуют в дискуссиях и семинарах, командных ролевых играх и тренингах, театральных постановках, делают интересные групповые проекты... Но количество таких школ в нашей стране, к сожалению, неуклонно стремится к отрицательной величине.

Да, на переменах дети общаются. Но... Всегда ли это общение сегодня можно назвать благотворным? Так ли часто оно формирует действительно важные социальные навыки? Прививает вечные общечеловеческие ценности?

Я не уверена.

Сейчас кощунствовать буду, но вы уж потерпите. Мы очень преувеличиваем значение школы в процессе социализации. Да и значение социализации, как таковой. Вернее, конечно, не социализации, а коллективного взаимодействия.

Почему?.. Потому что в глубине души у каждого из нас сидит жуткий страх быть отверженным. И еще более жуткий страх, что отверженными будут наши дети.

Еще немножко Маугли.
Еще немножко Маугли.

Ведь в нашем привычном, вчерашнем мире, чтобы быть успешным, чтобы выжить вообще - нужно было быть принятым. Признанным. Еще лучше - популярным. По самые уши обрасти прочными горизонтальными связями. Быть частью коллектива.

Мы не шайка и не банда, не ватага удальцов, мы веселая команда пионеров-молодцов...

Мир, в котором была актуальна эта книжка, смертельно заболел в 1985-м году и после долгой мучительной агонии испустил дух в 2020-м. Вместе с лошадью. То есть, школой. Да не важно...

Завтра дети будут заканчивать школу, потом учиться в ВУЗе и устраиваться на работу, не вылезая из одного и того же кресла.

Я сама почти 10 лет работаю удаленно. На последнем месте - два года. Оформлялась дистанционно. Ни разу в жизни не видела своего начальника и сослуживцев. Что, кстати сказать, совершенно не мешает мне вполне успешно коммуницировать с ними, решать рабочие вопросы и выполнять свои обязанности.

Еще год назад таких как я было не очень много. Но в этом ноябре только по официальным данным 3,5 миллиона россиян были отправлены на удаленку. По разным подсчетам, от 25 до 40% из них уже никогда не вернутся в офисы.

И с каждым годом количество хоумворкеров будет увеличиваться. И с каждым годом потребность в коллективном (а вскоре, боюсь, и личном) взаимодействии будет все меньше и меньше.

Мир будущего - это мир интровертов. Молчунов. Отшельников. Созерцателей. Удаленщиков.

Людей, которым хорошо наедине с собой.
Людей, которым хорошо наедине с собой.

Я, заметьте, не говорю, что мне это нравится. С моей точки зрения, может, ничего особо прекрасного в этом нет. Но кого это волнует?..

Мои дети - близнецы. Им вообще никто больше не нужен. Пару лет я даже переживала об этом. Хотела их "социализировать" общением с другими детьми.

Попробовала. Ну, это примерно как засунуть улитку в муравейник в надежде, что она там приживется... Только улиток - две. И им очень хорошо друг с другом. Без муравьев.

В общем, я бросила переживать. И решила избавить своих детей от принудительной "социализации" - в том числе, школьной. А заодно и бессмысленной зубрежки. Учебников, написанных, простите, обезьянами. Невнятных, но непомерных требований. Социальных навыков, которые несомненно пригодятся в тюрьме, но нам туда не надо.

Надеюсь сэкономить детям время, чтобы они по максимуму использовали его на свое развитие. Не тратили несколько драгоценных лет самой активной жизни мозга, заучивая данные, которые в два счета можно узнать у Гугла. А научились за эти годы лавировать в огромных потоках информации, перерабатывать ее, применять практически. Сумели развить свои способности, реализоваться творчески. Получали удовольствие от процесса познания мира.

И просто стали счастливыми людьми.

Ибо при соблюдении этого условия в завтрашнем мире они вполне могут позволить себе быть Маугли.

При соблюдении этого условия они вообще могут себе позволить быть кем угодно.

А социализироваться будем в кружках, клубах и секциях. Если в завтрашнем мире для них найдется место, разумеется.

(предыдущий пост про семейное образование здесь).

P.S. Отдельно хочу подчеркнуть, что говоря о школе, я не имею в виду учителей. Потому что те, кто выживает в сегодняшнем дурдоме, продолжая не за страх, а за совесть учить детей - настоящие подвижники своего дела. Но их мало. И система их безжалостно пережевывает.

Тем, кто остается - низкий поклон. Если я когда-нибудь поведу своих детей в школу, то только благодаря вам.

P.P.S. Если вы хотите увидеть школу, которая готовит не к экзаменам, а к жизни - вот, пожалуйста. В такую я бы детей не просто отдала - на руках отнесла. Но, увы. Эмигрировать в Финляндию я пока не готова.