Найти тему
Исторические напёрстки

Гибель Андрея Боголюбского: как вятичи за Москву мстили

Оглавление

Существующая летописная версия основания Москвы повествует: столицу России основал князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха в 1147 году. На месте бывшего поселения-крепости именитого вятича Кучки. Убитого. По прямому приказу Юры Длинные Руки. Спустя 27 лет, сыновья боярина Кучки отомстили. Устроили заговор и порешили сына убийцы их отца — князя Андрея Боголюбского. Вроде бы всё. Это одна из версий страшной кончины первого «великоросса». Ей и займемся сегодня.

Исходные данные

скупы, но есть. Предания о Кучке дошли в двух поздних сказаниях. О начале Москвы. Первую можно считать — хронографическою повестью, название: «О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся». Вторую все же нужно относить к другому жанру — это скорее новелла. Поскольку носит все черты устного народного сказания. Какой-то исторической рифмованной баллады. Она так и начинается песенными словами:

«И почему было Москве царством быть и хто то знал, что Москве государством слыти».

Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке. Но его дети Кучковичи и Петр, «зять Кучков»,— лица исторические. Они организовали заговор против Андрея Боголюбского и убили его в 1174 году.

«Начальник же убийцам был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович».

«Повесть о зачале…» делает Петра и Акима братьями, называет княгиню Улиту их сестрой, отцом — боярина Кучку. Что это была сплоченная и сильная боярская семья, древний род Кучковичей, раз оставила о себе прочную память народных преданий.

Еще долго (после смерти Андрея Боголюбского) ходили легенды о Кучковичах. Ведь записаны они были — не позже середины XV века. Рассказывали, что Всеволод Большое Гнездо отомстил за убитого брата:

«Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил».

Подтверждаю. Фольклористы знают: в XIX веке поблизости от Владимира есть болотистые озера. Когда на поверхности замечают плавучие торфяные островки — их называют «коробьями с останками проклятых Кучковичей».

Семейные страсти.

Что причины гибели Боголюбского — лежат глубже обычной кровной мести — уверены почти все маститые исследователи, занимавшиеся вопросом. Личные амбиции, непонятное государственное устройство, реформы вотчинные, неудачные войны последних лет правления, общинное презрение градов Владимира, Суздали, Ростова и т.д. … Да, всё это изложено основательно, многотомно, по укладу научному… Почти со всем согласен. Но, точит и свербит очевидный (вроде) вопрос: с какого такого рожна дети убитого Кучки… оказались в ближниках Андрея Георгиевича?

Что известно… Во-первых, после убийства боярина Кучки — его дочь Улита стала женой Андрея Боголюбского. Самое очевидное и рациональное объяснение — казненный боярин отказывался ее выдавать за Рюриковича. Через это и головы лишился. Во-вторых, был он настолько древен и крепок родословной, что Юрий Длиннорукий посчитал — не зазорным породниться с семьей Кучки. Династический брак одного из наследников — не бытовое мероприятие. В этой парадигме будем думать, если не возражаете.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Летописной информации о боярине Степане Кучке — почти нет. Былины и догадки исследователей — нам в подмогу только остаются. Но в одном едино утверждение — он был казнен Юрием Долгоруким:

«Кучко, возгордевся зело, не почтил своего князя и даже хулил его».

В руках первого историка русского, Василия Татищева, — была какая-то старообрядческая (раскольничья) рукопись. Та якобы уверяет: Юрий Владимирович… того, шалуном был. Прелюбодействовал с женой боярина. Казнил Кучку за то, что последний запер от него свою супружницу. И только на этой обиде — переметнулся на сторону злейшего врага Долгорукого — киевского Изяслава Мстиславича.

Но та же «рукопись» говорит: князь Юрий выдал дочь казненного боярина Улиту за своего сына Андрея Боголюбского. Мало того — «передал ему в бояре» сыновей Степана Кучки. И собственность, Кучковы села — своими длинными ручищами под себя подгреб. Получается… какой-то сюрреализм.

Сыновья казненного — братья Кучковичи — становятся ближниками святого князя Андрея. Один из них устраивает заговор, по приказу Боголюбского — казнен. Оставшиеся родственники не подвергаются опале, сидят к телу князя — столь близко, что получают возможность отомстить. Убить в Боголюбове кровника. За отца и брата поквитаться. Ничего не понимаю…

Кто таков

отец «мстителей» Кучковичей — Степан Кучка? Говорят, суздальский боярин. Имя Кучка происходит от марийского — «орёл» (кучкыж). Есть и другие версии, что указывает на балтийское племя пруссов. Имя «Степан» ничего не подскажет. Оно — греческое, говорит только об одном: боярин не был язычником, крещен. Его суздальское боярство — крайне сомнительно. Во-первых, далековато от стольного града. Во-вторых, уж очень обширно владение, некоторые княжества удельные обзавидуются.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Более северные краеведы-историки выводят новгородское происхождение боярина. Потому что — имя «Кучко» из тех краев, во всяком случае, часто употреблялось. А окрестности Москвы считают новгородской землей, с местным «земским боярином». Именно за это «земское сопротивление» Степан был казнен Долгоруким. Вряд ли. Вечевое управление землей, да в княжеское время так далеко от Софии Новгородской? Нет, этот атрибут народовластия работать мог только в крупных городах Руси, в тени. Все остальное — вотчинное было.

Есть разночтения: Кучка или Кучко. Если второе — тогда боярин из южных земель, что поближе к Киеву. В Подолии был град Куча, в Червонной Руси — Кучельмин. У черниговских князей — боярин Судимир Кучебич. Тогда… Степан Кучка мог быть сторонником киевского Изяславы Мстиславича. Казнь его Юрием Доглоруким вполне осмысленной видится. Был пойман на «горячем» — наказан.

Вятичи.

Все может быть. Но … Это территория называлась тогда «вятичским углом», доминировали поселения именно этого племенного союза. Очень недружелюбные к Рюриковичам, с их княжьей волей и жадностью до чужой земли. Долгорукий появляется на границе этих земель, хочет основать здесь некий стратегический форпост. Пускай будет — Москву. Находит здесь суздальского боярина. Он прятался? Почему и зачем? Будь у них хорошие отношения — обязывай его службой. Пусть городок не спеша укрепляет, тыны поднимает, хозяйничает, ответ перед князем держит.

Но нет. Скорее всего, боярин конфликтовал с княжеским родом, фигурой был знаковой. Раз по его душу… Сам лично явился. Вопрос: какой характер конфликта мог быть. Или — какой, наиболее типичный для того времени. Когда великий князь убивает именно главу рода. Щадит семью, возвышает сыновей. Отдает в жены одному из наследников дочь. Байку летописную про «грубость» — сносим из анализа. Князья с боярами так лаялись все века — хоть святых выноси. Опалой это заканчивалось, чаще всего…

Берем вот что в разработку. Отец Юрия Долгорукого, Владимир Мономах, дважды пытался вятичей «примучить». Восстания были настолько серьезные — что выезжал на их подавление лично. Куда — бог весть, но почему бы …не в окрестности Кучково-Москвы тоже? В чем причина раздрая с вятичами была? Наверное — землицей просил поделиться, торговлишку перехватить с булгарами. Данью обязать. А могло и серьезнее быть. Вятичи выйти замыслили, из «дружной семьи» племен Руси.

Кучково находилось в районе расселения вятичей. Был ряд восстаний с 1078 по 1084 годы. Кучка — очень древнего «туземного рода», крупнейший землевладелец округи. Это только варягов-Рюриковичей князьями прозывали, остальные для Летописи — «прочие бояре». Для того, чтобы наделать головняка Мономаху и Длиннорукому, — этот род должен был иметь немалое влияние. Обладать способностью объединить всех вятичей и набить шишек — первому.

Со вторым Рюриковичем не вышло — Степан Кучка спровоцировать очередное восстание — не успел. Князь Юрий Долгорукий, казнив его, — устранил опасного соперника. Чтобы иметь право на эти земли — выдал дочь смутьяна за своего наследника. Юридически всё не безупречно, но … Хоть так.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

До Москвы.

Зайдем еще — с другого конца. Итак, что известно доподлинно. Москва не появилась на пустом месте, как пытаются некоторые «историки» обосновать. Вплоть до галоперидольного бреда — о монгольском хане Менгу… Археология говорит уверенно — жили здесь «первые москвичи» за три сотни лет. До появления в их геолокации Юрия Долгорукого. А сей достославный муж — приехал в «Кучковы села».

По преданиям, их было немало: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино и Сущево. Краеведы нарыли еще несколько, но те скорее всего — деревни. Потому как различия существовали. Есть церквушка — звали «село». Нет — деревенька.

Еще что известно точно. Кучковы села не совпадали с первым укрепленным городищем под названием Москва. «Кучково поле» — это современная Лубянка. Дом боярина, бают — был где-то рядом с Чистыми прудами. Аборигенные предания говорят: на месте церкви Спаса-на-Бору жил пустынник Букал. А на Крутицах — неведомый мудрый человек с именем Подон. Якобы римлянин.

Самое интересное в этой истории, с основанием Москвы… Что нет никаких оснований считать: Долгорукий принимал хоть какое-то личное участие в этом деле. Почему-то именно в этом месте он не последовал, например, примеру своего прадеда — Ярослава Мудрого. Который давал свое имя основанным им городам. Почему не назвал свою крепость Юрьевым?

Ведь работала же схема… Тот же Юрьев-Польский, получил имя Долгорукого. И церковь специальная там была — в честь покровителя княжеского св. Георгия. Москва же еще долго называлась — Кучковым. Доподлинно известно: еще во второй половине XII в. Москва носила двойное название:

«Москва рекше Кучково». Иными словами: «Москва, то есть Кучково».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ну а ответ на главный вопрос?

Почему сыновей казненного вятического князя Степана Кучки так близко рядом с собой Боголюбский держал… Потому что от их позиции зависело — вятичи власть Рюриковичей признают или нет. Пока у святого Андрея Георгиевича дела шли ладно — мирились. Когда опостылевший всем Киев в крови утопили — даже радовались, добра немало оттуда приволокли. А вот когда «великоросс» с Новгородом и Булгарией затеял возню нехорошую — тут… извините. Торговлишка. Вятичей достаток и прерогатива. Прости, князюшко, — это уже слишком… Да и кровь пролил нашу.

-6

Читайте по теме: