Каждый из двух крупнейших французских банков производит вдвое больше парниковых газов, чем вся Франция. И ещё столько же производят следующие четыре банка – итого в 8 раз превосходит их углеродный след те выбросы, которые производятся страной.
Как такое возможно? Оказывается, несмотря на красивые слова об экологии, финансисты активно инвестируют в отрасли, представляющие угрозу для окружающей среды – например, в добычу сланцевого газа в США. Государство при этом никак им не препятствует.
Эта проблема имеет и другое измерение: оказывается, даже стремящиеся к этичному потреблению люди посредством своего счёта в банке наносят природе куда больший урон, чем своим потреблением.
Независимая международная организация Oxfam опубликовала доклад, в котором проанализировали углеродный след шести крупнейших банков Франции.
В опубликованном во вторник докладе «Банки: климатические обязательства 4-й степени», эксперты Oxfam анализируют углеродный след шести крупнейших французских банков. «Мы были готовы к впечатляющему результату, но он оказался более значительным и масштабным, чем мы ожидали», – признаётся автор документа Александр Пуада, курирующий вопросы финансирования и климата во французском отделении Oxfam.
«В общей сложности их углеродный след почти в 8 раз превышает объём выброса парниковых газов во Франции», - продолжает исследователь. Это означает, что банки BNP Paribas, Crédit agricole, Société générale, Banque populaire Caisse d’épargne, Crédit mutuel и La Banque postale ежегодно становятся виновниками попадания в атмосферу 3,3 миллиарда тонн газов, эквивалентных CO2. Каждое из двух крупнейших кредитно-финансовых учреждений (BNP Paribas и Société générale) производит вдвое больше парниковых газов, чем вся Франция в целом.
«Интуитивно трудно представить себе, что банки выбрасывают парниковые газы. Дело в том, что их углеродный след складывается из финансирования и инвестиций во все отрасли экономики», – поясняет автор доклада. Речь идёт в том числе и об углеводородных энергоносителях. Во Франции закон не обязывает банки отчитываться о вложениях в неэкологичные проекты. Однако в мае этого года члены неправительственной организации «Друзья Земли» (Les Amis de la Terre) подсчитали, что «с 2016 года вложения четырёх крупнейших французских холдингов в добычу сланцевого газа в Северной Америке составили около 24 миллиардов долларов». Во Франции такое нетрадиционное производство энергоносителя запрещено.
Ещё один любопытный аспект доклада – изучение углеродного следа личного банковского счёта. «Сами того не подозревая, посредством своего счёта в банке (то есть того, что финансируется с его помощью), мы загрязняем планету больше, чем в процессе потребления. Иными словами, мы вносим свою лепту в выброс вредных веществ деньгами, хранящимися на наших банковских счетах», – говорится в докладе.
Основываясь на фотоснимках, Oxfam показывает, что банки уводят нас очень далеко от договорённостей, закреплённых Парижским соглашением по климату, цель которого состоит в том, чтобы ограничить потепление до уровня 2°C или даже 1,5°C. «Они ведут нас к миру, в котором к 2100 году станет теплее на 4°C», – утверждает Александр Пуада. А последствия потепления на 4°C будут более чем серьёзными: количество лесных пожаров увеличится на 40 %, наводнения в таких городах как Дьепп, Нант или Байонна будут происходить более пяти раз в год, а совокупное количество жарких дней в парижском регионе возрастёт до 94 в год (сегодня их всего 7).
«Государство должно получать отчёты от банков и регулировать их деятельность таким образом, чтобы они прекратили финансировать компании, не прилагающие усилий для перехода к новой модели экологии», – уверены авторы документа. Начать можно с составления «чёрного списка» предприятий, которые реализуют проекты, идущие вразрез со стремлением ограничить глобальное потепление 1,5°C. «Кроме того, государственные власти должны определить реальную траекторию уменьшения выбросов парниковых газов для каждого банка, что подразумевает, в частности, сокращение полного углеродного следа на 15 % к 2023 году». А пока министр Брюно Ле Мэр всего лишь просит банки «позаботиться» об инвестициях в экологичные проекты, как, например, он сделал это 1 октября на страницах газеты Le Monde.