Духовный кризис общества, вызванный событиями Смутного времени, проявился не только в церковном расколе, но и в начавшемся процессе утверждения новых светских форм и ценностей в литературе, живописи, архитектуре, общественной мысли. Со складыванием общероссийского рынка, предполагавшего специализацию регионов на товарном производстве определенных видов продукции и обмен ими, произошло раздвижение границ известного человеку пространства. Расширение кругозора привело к ослаблению влияния церкви на мировоззрение. Как известно изменения к культуре сначала проявляются в узких кругах, лишь затем переходят на стадию массового характера. Поэтому нам важно рассмотреть придворную культуру во время правления Алексея Михайловича, так как именно она задавала основную тенденцию в генезисе новой культуры.
Каким было образование?
В царствование Алексея Михайловича произошли значительные изменения в системе образования его детей. При смертности того времени каждый царевич рассматривался как возможный при определенных обстоятельствах наследник царского трона. Поэтому Алексей Михайлович, стремившийся к усилению царской власти, естественно, был заинтересован в том, чтобы его дети, особенно сыновья, получили образование самого высокого уровня.
Полный курс древнерусского образования, называвшийся «Курсом словесного учения», который в свое время прошел сам Алексей, уже устарел, поэтому, перешли к новой системе, распространенной уже в Европе, к обучению семи свободным искусствам. В книге «Мудрость или описание семи свободных художеств, какия что в себе содержат», переведенной в 1673 году Николаем Спафарием, к ним относили: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, музыку, геометрию, астрологию. Кроме данных наук в образование царских детей вошли иностранные языки и распространившаяся еще раньше история своего государства и соседних стран. Новая система обучения носила название «учение грамматичное». Оно производилось на латинском, славянском и греческом языках.
По всей видимости, выбор данной системы образования был сделан Алексеем Михайловичем под воздействием Симеона Полоцкого, с 1667 года занявшегося образованием царских детей. Полоцкий был хорошо знаком с «грамматичным учением», так как еще в 1664 году он организовал в Заиконоспасском монастыре школу для обучения подьячих Приказа Тайных дел, где и использовал данную западноевропейскую систему образования.
С появлением во дворце Симеона Полоцкого в дворцовом образовании произошел кардинальный поворот, положивший начало изменениям в Российском образовании в целом. Полоцкий стал первым в России «домашним учителем». Его обязанности стали гораздо шире по сравнению с обязанностями подьячих, ранее обучавших царских детей. В обязанности домашнего учителя входило умение привить детям вкус к наукам в приятной манере без принуждения, что подрывало все сложившиеся представления об обучении, ранее строившемся на бездумном заучивании букв, фраз, высказываний.
Свои взгляды на воспитание и обучение Полоцкий изложил в «Книге вопросов и ответов, иже в юности сущим зело потребни суть», вышедшей в 1667 году. В воспитании Полоцкий выдвинул 3 основных принципа: 1) вред излишней любви родителей к детям, и отсюда полезность «буйства розги», 2) ограждение детей от дурного общества, 3) добрый пример родителей.
Театр при Алексее Михайловиче.
Последние годы царствования Алексея Михайловича ознаменованы появлением придворного развлечения, которому суждено было совершить революцию в русской культуре. В Москве появился придворный театр. Это было явление, ставшее одним из первых звеньев европейской культуры, проникавшей в Россию. До него в России существовал народный театр Петрушки, но придворный театр не был продолжателем этого театрального образования, так как вносил каноны театральной пьесы, ранее русскими не используемые.
Светские церемонии, претерпев отчасти изменения при царе Алексее Михайловиче, за это время сделали шаг к придворному театру, так как благодаря царю появились церемонии нетрадиционные, требующие написания «сценария» перед непосредственным их воплощением. В первую очередь, к таковым следует отнести обряд посвящения в старшие сокольники, разработанный Алексеем в «Новом уложении и устроении чина сокольничья пути». Поэтому ролевое действо для двора Алексея Михайловича могло представляться не новшеством, противоречащим старым канонам, а развитием придворных традиций. Таким образом, один из основных элементов театральных постановок, органично вписавшись в московские придворные обычаи, способствовал тому, что театр был принят царским двором.
Музыка при дворе.
Театр дал ощутимый толчок для развития при дворе светской музыки, так как послужил поприщем для слияния различных искусств. С появлением театра возникла необходимость разыскать музыкантов, которые бы были «к комедии годны», а постановка балета окончательно закрепила место светской музыки в театре и при дворе. Рогов отмечает, что в данный период развивается музыка, тяготеющая к оперным формам. Кроме того, непременной частью придворных представлений стали трубные фанфары, застольные песни, финальные хоры. Немалое место в спектаклях занимала и вокальная музыка, прямо связанная с ходом действия. Причем, вокальные номера стали сближаться с еще одним музыкальным нововведением — кантатами.
Литература.
Светскость, развивавшаяся при дворе, коснулась так же литературу. Ранее сформировавшийся канон «совершенного человека», включавший представления о добропорядочном христианине и верном подданном царя, теперь стал дополняться требованиями развитого ума и широкого познания. Развитию знаний, по мысли Полоцкого и всех его единомышленников, должны были способствовать школы и библиотеки. Эти взгляды разделяло и большинство из окружения царя Алексея: А. С. Матвеев, Б. И. Морозов, царевичи Алексей Алексеевич и Федор Алексеевич были собирателями и обладателями немалых по представлениям того времени библиотек.
Печатное дело в России к царствованию Алексея было сравнительно молодо. Изготовление каждой книги являлось плодом труда не только печатников или писцов, но и людей оформлявших ее и работавших с сафьяном, драгоценными камнями, художественными росписями книги. В силу этого, каждая книга являла собой настоящее произведение искусства и стоила очень дорого. Царская библиотека представляла огромную ценность, и каждая книга была на учете приказа Тайных дел, в ведение которого и входила библиотека.
Когда в России стали появляться книги светского содержания, то первым делом они поступали в царский дворец. Первые из светских книг были у царевича Алексея Михайловича, когда ему исполнилось 11 лет. Он имел библиотеку из 13 томов, в основном подарков дедушки и других родственников, и уже тогда среди них находились напечатанные в Литве грамматика, космография и какой-то лексикон.
По мнению Медовикова, царь Алексей был знаком и с европейскими периодическими изданиями. Для чтения царя переводились и выписывались переводчиками Посольского приказа многие из европейских журналов и газет.
При дворе же собирались и переплетались географические карты, переписывались комедии, появился жанр драмы, переписывались комедии, которые ставились в театре, стали популярны вирши (это стихотворные произведения, часто в виде записок). Из знаменитых произведений литературы того времени стоит назвать «Комедия притчи о блудном сыне» и «О Новуходоносоре о теле, злате и о трех отрецах в печи сожженных» Симеона Полоцкого, записки Алексея Михайловича в стихах и публичные обращения, например, «Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» и «Повесть о преставлении патриарха Иосифа»
Живопись.
Вместе с тем происходит дифференциация культуры, что так же является элементом светскости, так как данный процесс осуществляется под средством ухода от канонов. Ярким примером служит появление портрета как отдельного жанра в живописи. Конечно, еще рано говорить про полную обособленность данного жанра от церковных образов, но тем не менее предпосылки зарождаются тоже здесь. Родоначальником портрета стал талантливый иконописец Симон Ушаков. Его самое знаменитые произведения в жанре портрет - портрет Скопина-Шуйского и икона, которую так же относят к портрету, «Восхваление Богоматери Владимирской».
Архитектура.
В храмовом строительстве появляются новые черты, обмирщение русской культуры. В деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами строятся запрещенные шатровые храмы, ярусные церкви. со второй половины 17 в. используют принцип многоглавия. Например, церковь Преображения в Кижах - 22-главый храм. Те же тенденции и в каменном храмовом зодчестве. В конце 17 в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший название московского, или нарышкинского, барокко. Связь ряда построек с заказами семьи Нарышкиных случайна сходство «барокко» московской архитектуры конца 17 в. с западноевропейским стилем барокко чисто внешнее.
Таким образом, новая культура, которая постепенно образовывалась при дворе Алексея Михайловича, стала приобретать светские черты, тем самым завершая историю древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождая элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». Изменения коснулись науки, образования, литературы, архитектуры и живописи. Со временем данные преобразования покинут двор царя и обретут общероссийский характер.