Найти тему
Туман войны

Психическая атака дивизии СС под Лугой. Было или нет?

Набрел в интернете на интересную информацию о психической атаке дивизии СС «Полицай», которая якобы имела место в августе 1941 года под Лугой. В некоторых публикациях говориться о том, что эсесовцы 10 августа в плотном строю с развернутыми знаменами под чуть ли не под барабанный бой атаковали советские позиции. Впереди на штабном автомобиле ехал генерал – командир дивизии. Если не брать во внимание генерала, то выглядит как эпизод из фильма «Чапаев». Конечно же, в итоге вся эта масса людей была сметена советским артиллерийским и пулеметным огнем. Погиб и генерал.

На форумах люди спорят, могло ли такое быть на самом деле – ведь немцы всегда стремились воевать «малой кровью и на чужой территории». В немецких источниках сведений о таком безрассудстве не имеется, говорится лишь о кровавых, но безрезультатных атаках в те дни. Одна из таких 10 августа действительно стоила жизни генералу Артуру Мюльверштедту.

Советские источники опираются на воспоминания нескольких командиров Красной армии и даже партийного функционера. Но все они воочию той психической атаки не видели в силу занимаемых должностей. Единственный официальный источник – это донесение штаба 177-й стрелковой дивизии где указано «В 7.30… противник повел активное наступление, колоннами с развернутыми знаменами».

Итак, что мы имеем: гибель немецкого генерала 10-го числа и общие потери в 700 человек в тот день с одной стороны, и донесение об атаке со знаменами с другой. Уточню, что в состав войск СС «Полицай» вошла позже, на тот момент она именовалась просто Полицейской дивизией, поскольку была сформирована из служащих германского МВД. Мог ли немецкий генерал повести свих бойцов на убой, рассчитывая на успех? Накануне Мюльверштедт получил серьезный втык от высокого начальства за топтание на месте под Лугой. По воспоминаниям офицеров дивизии, на следующее утро решил лично повести бойцов в атаку – обычную, не психическую. Был смертельно ранен осколками снаряда. Вот и все. Бывает.

Китель подполковника дивизии "Полицай". Орел на рукаве по-эсесовски, петлицы полицейские.
Китель подполковника дивизии "Полицай". Орел на рукаве по-эсесовски, петлицы полицейские.

Много лет назад старик-ветеран – дед моей подруги поведал мне историю. Я уже не помню с чего начался разговор, почему он затронул войну – дед Федя не любил эту тему. Если и рассказывал, то о каких-то забавных или курьезных случаях. Я знал, что он прошел всю войну, воевал на Ленинградском фронте. Был бойцом, потом командиром зенитно-транспортного взвода. Это четыре «полуторки» - на двух счетверенные «максимы», на двух строенные ДШК.

Военнослужащий Полицейской дивизии
Военнослужащий Полицейской дивизии

В августе 41-го стояла их дивизия под Лугой. Зенитный взвод был не на самой передовой, но рядышком. Вдруг приказ: пулей-мухой на передок, машинам встать в каких-нибудь кустах, без команды огонь не открывать. Приехали, осмотрелись. Немцы наступают. В атаку идут плотными цепями, у всех рукава закатаны и не стреляют. Наша пехота в окопах тоже «молчит». Дали подойти поближе, команда «Огонь!»… Полетело в немцев все, что можно. Артиллерия ударила. Немногим тогда убежать обратно удалось. Про развернутые знамена и барабанный бой он не упоминал, но особо подчеркивал закатанные рукава – видимо сильно запомнилось.

Тогда мне подумалось: «Ну, ты, дед Федя, загнууул!». А сейчас набрал в поисковике «Быстров Федор Георгивич». Выскочило: 45 гв. СД, 131 СП. 45-я гвардейская – это бывшая 70 стрелковая дивизия. Сражалась под Лугой в 41-м, но на другом участке. Только дед Федя чуть позже под Лугой в окружение попал, долго к своим выбирался. В 70-ю дивизию он мог быть направлен уже по выходу. А до этого вполне мог воевать в 177 СД. Тем более, что с начала войны он сражался в Прибалтике. 70-й дивизии там не было, а 177-я как раз была. Под Лугой попала в окружение. К своим удалось выйти немногим.

Такой вот рассказ. Может и не врут про психическую атаку. По крайней мере, я был знаком с человеком, который ее отражал.

Фото из открытых источников