ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.
Мгновение, это - время. Точнее, какой-то очень, очень маленький отрезок времени. А, может ли художник остановить время?
Конечно, может! Он только этим и занимается, что останавливает время. Он останавливает его на своих картинах. Останавливает по-своему, как умеет делать только он и никто другой. Он останавливает его с помощью плоскости и красок, которые он наносит на эту плоскость. Как же он это делает?
Может быть вот так. В голове художника родилась идея написать какую-то картину. Он начинает об этом думать и наконец, наступает момент, когда он берёт кисти, краски, и начинает работать. Он создаёт изображение и это изображение, и есть – остановленное мгновение. Как это понимать? А, вот как.
Представим, что художник решил изобразить футболиста подпрыгнувшего, чтобы достать ногой мяч – изобразить сцену игры в футбол. Вот, как например, это сделал знаменитый русский художник Александр Дейнека в картине «ФУТБОЛИСТ».
Он остановил мгновение по своему усмотрению - так, как посчитал нужным, ему. Словосочетание «НУЖНЫМ ЕМУ», является очень важным для нашего разговора. Почему? Да потому, что всё, что происходит на картине, зависит только от художника, только от его мыслей, от его фантазии, от его желания. Так уж сложилось в истории человечества - искусство всегда создавали люди, которые умели это делать. Они были авторами, создателями. Их называли творцами, художниками, и именно от них зависело то, каким будет образ, как будет выглядеть, остановленное мгновение.
Ведь художественный образ на картине, это и есть – остановленное мгновение. Создавая образ футболиста таким, каким мы его видим, художник хотел объяснить зрителю свою позицию, свой взгляд на эту тему.
Он увидел таким – человека, играющего в футбол, он увидел таким – мяч в воздухе, он увидел такой - колокольню, он увидел таким – небо. Всё, что мы видим на картине, художник изобразил ТАКИМ. А каким?
Ну, с небом, вроде бы всё понятно, колокольня тоже, не вызывает вопросов, а вот образ футболиста, почти квадратный мяч - возможно, как-то удивляют взгляд зрителя. Видимо, у автора были какие-то причины, создать подобное изображение и причины эти могли быть самыми разными.
Ну, например, у него был такой стиль изображения. Стиль, это метод - определённые способы, приёмы, с помощью, которых, художник создаёт изображение. Если хотите, это почерк художника. У каждого художника есть свой почерк. У Дейнеки, тоже был свой почерк. Им, он выражал свои художественные мысли.
Кажется, что пытаясь дотянуться до мяча, фигура футболиста, повисает в воздухе. Она, как бы застывает в пространстве. Но ведь такого не может быть. В реальной жизни, конечно, не может, а на картине может, ещё как может. Вот оно - остановленное мгновение. Оно обращает на себя внимание зрителя. И, странно изображённый мяч, тоже - остановленное мгновение. И, это остановленное мгновение, дополняет изображение колокольни и неба.
Но, в этом мгновении столько мыслей! Чьих мыслей? Конечно же, художника. Чтобы всё это придумать и сделать, надо было много думать, сочинять, фантазировать.
Именно таким способом Дейнека хотел рассказать о той жизни, которая его окружала, о том, что он видел, что было ему интересно. А достоверно известно, что он очень любил спорт, очень им интересовался и, как художник
очень часто, обращал на него внимание. Спорту, он посвятил многие свои произведения. Картина «ФУТБОЛИСТ» одна из них и как считают многие – лучшая. Конечно же, не только Дейнека, но и любой художник, создавая изображение на плоскости – останавливает мгновение. И это не зависит от жанра, то есть предмета изображения - такова природа изобразительного искусства. Так оно устроено.
Художник останавливает мгновение на плоскости именно потому, что изображение на ней, всегда неподвижно. Изобразительная плоскость, существует только как носитель изображения, которое по своей физической природе – недвижимо. А раз так, то любое изображение на изобразительной плоскости, всегда будет - только остановленным мгновением. Изображена ли на картине природа, или предметный мир, или сцены с участием людей – не важно, всё это будут остановленные мгновения.
В отличие от театра, кино, хореографии, изобразительное искусство говорит на своём языке. Наверное, так можно сказать – языке, остановленного мгновения. Это искусство тихое, молчаливое, рассчитанное только на глаза и ум зрителя, на его любовь к подобным изображениям.
Но это мгновение, может подарить зрителю, такое обилие чувств, эмоций, душевных переживаний. Этот язык, передавая информацию в виде, художественного образа на плоскости, побуждает зрителя к размышлению особенному. Его ни с чем, нельзя сравнить. Оно позволяет размышлять долго и много во времени. Ведь пока картина живёт и существует, она хранит это мгновение, если так можно выразиться: она хранит его вечность. Потому что по сути своей - ОНО ВЕЧНО (если только в изображение никто и ничто, не вмешается) и это позволяет зрителям разных времён и даже эпох говорить об этом мгновении.
Дейнека «остановил футболиста» и вот уже многие годы об этом говорят. Значит, что-то, художник совершил, чем-то затронул зрителя. Рембрандт «остановил» встречу отца с сыном, и об этом говорят столетия. Значит, это мгновение тоже волнует людей, да ещё столько лет, и ему столько посвящено – книг, фильмов, научных поисков.
Значит, что-то есть в этих остановленных мгновениях такое, что так нужно людям, так ими востребовано, что, наверное, ещё долго будет жить изобразительное искусство, и мы с вами, ещё долго будем смотреть на остановленные мгновения.