Найти тему

Как разработать систему вознаграждения на основе KPI

Ранее я уже писал статью (https://zen.yandex.ru/media/id/5f5598362c8af178c0926855/kpi-dlia-sotrudnika-a-mojet-bez-nego-5f855aaa8e35355ad142147e) о том, что такое KPI. Продолжаем раскрывать эту тему подробнее.

По своей сути, вся система вознаграждения на основе KPI базируется на определенных показателях как конкретного сотрудника, так и компании в целом, которые отражают:

  • результат работы — выраженная в цифрах мера, которую нужно достигнуть компании или сотруднику (не забываем о том, что все цели всегда должны быть измеримы);
  • затраты;
  • функционирование, то есть, соответствие процесса (производственного или бизнес-процесса) установленному алгоритму;
  • производительность — соотношение полученного результата и времени на его получение;
  • эффективность — кратность результата работы к расходам ресурсов.

Что необходимо учесть при внедрении, чтобы система была по-настоящему эффективной:

  • показателей не должно быть много (не более 4-5 показателей);
  • каждый индикатор должен быть измерим;
  • затраты (временнЫе и финансовые) на измерение параметра не должны превышать его стоимость.

Как считать KPI?

Вариант 1.

KPI = (фактические результаты работы – минимально допустимое значение) / (целевое значение – минимальное допустимое значение) *100

Например, рассчитаем KPI для швеи: допустим ей нужно сшить и сделать выкройки минимум для 10 изделий в день, желательно — для 12 изделий, а по факту она сделала в 9. Таким образом KPI считается так:

(9–10) / (12–10) * 100 = -50%

Полученный показатель — процент выполнения (или невыполнения) нормы. То есть в нашем случае, швея не выполнила норму на 50% и поэтому должна получить на 50% меньше премии. В идеале нужно рассчитывать KPI для нескольких показателей, а затем выводить средний.

Вариант 2.

Базовый показатель премии или бонусной части заработной платы х (KPI 1 х установленный % от базовой премии + KPI 2х установленный % от базовой премии) = сумма переменной части заработной платы

Другой пример, KPI менеджера по продажам.

Менеджеру необходимо выполнить план продаж на 90–100%. При его выполнении значение KPI1 = 1. Также ему нужно выполнить дополнительные виды работ, для которых вводим KPI2: для 90–100% выполнения значение KPI2 также = 1.

Базовая часть его бонуса составляет 50% по каждому KPI и равна 15 000 руб.

Считаем, бонус = 15 000 руб. х (1 х 50% + 1 х 50%) = 15 000 руб.

Как внедрить KPI.

  • Определяем ключевые метрики, влияющие на необходимый вам результат (объем продаж, трафик, конверсия, средний чек и пр.).
  • Составляем матрицу и рассчитываем количественные цели для сотрудников (денежный поток, доля пользователей, новые покупатели, срок обработки возражений и т.д.).
  • Составляем сводные таблицы для наглядного вычисления показателей ответственным за это сотрудникам.
  • Разрабатываем мотивационную программу (например, премирование, соц.пакет) и проводим корпоративное мероприятие, на котором вы рассказываете, зачем вводится данная программа и как она будет работать.
  • После этого запускайте проект.

Чтобы переход от “старой” системы заработной платы к “новой” был более безболезненным и плавным, мы, например, делали так. За 2 месяца до даты окончательного ввода заработной платы на основе KPI, всем сотрудникам, начислялась зарплата по “старой” и “новой” схеме. Платили сотруднику по зарплату по большему начислению. Если по “новой” схеме у сотрудника зарплата меньше, чем по “старой”, то с сотрудником проводится беседа и объясняется, что ему необходимо сделать, чтобы получать больше по “новой” схеме.

Помните, что формулы расчета и сами показатели индивидуальны для каждого бизнеса и зависят от поставленных целей компании. Но если вы, с толком подошли к разработке метрик KPI и успешно внедрили систему, то она оправдает все затраты, даст большие преимущества при управлении компанией и поспособствует ее дальнейшему развитию.