Сравнительное языкознание – это наука о родстве языков. Но в чем заключается это родство и зачем его изучать?
Как определяют родственные языки
Когда говорят, что языки родственные, имеют в виду, что они произошли от одного общего праязыка. Иногда он известен и задокументирован, а иногда о его существовании приходится только догадываться.
В целом вопросы языковедения куда сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Многие считают, что если языки похожи, значит, у них общее происхождение, но это правило действует далеко не всегда. То же касается и отдельных слов. Например, глагол «иметь» в немецком и латинском языке звучит почти одинаково: haben и habeo, но происхождение у них разное.
Еще один пример: польское слово naczelnik созвучно с русским «начальник» и означает примерно то же самое. Однако, хотя русский и польский имеют схожие черты и относятся к одной языковой семье, конкретно у этих слов происхождение не совпадает.
В то же время общие корни имеются у некоторых непохожих слов:
- «начало» и «конец»;
- «скала» и «щель»;
- «скудный» и «щадить».
Поэтому языковеды определяют родство вовсе не по сходствам в произношении и написании, а по закономерным изменениям в истории языка.
Наглядный пример есть и в нашем, русском языке: в дореволюционные времена в алфавите была буква «ять», которая заменяла «е» в некоторых словах: белый, серый, лес, хлеб. Если перевести их на украинский язык, там, где была «ять», станет «i»: бiлий, сiрий, лiс, хлiб. В польском такая же замена произойдет на «a»: biały, las и т.д.
Такие стишки придумывали гимназисты, чтобы запомнить, где писать «ять»
В то же время русские слова, в которых исконно писалась «е», переводятся на тот же украинский без замены: например, земля, сердце, сестра. Когда языковеды находят подобные закономерности, они заключают, что между языками существует связь.
Праязыки
Следующий этап сравнительного языкознания – поиск языка-предка, который дал начало всей группе. Это нужно не только для восстановления общих звуков и слов, но и для лучшего понимания истории народов. По характерным языковым единицам можно установить, в каком климате жили люди, на какой стадии развития находились, во что они верили и что их окружало. В этих вопросах языковеды плотно сотрудничают с историками, археологами, биологами.
На данный момент самая изученная группа языков – индоевропейская, к которой относятся многие языки Азии и Европы, в том числе, русский, украинский и белорусский.
Благодаря тщательному анализу языков и ценным археологическим находкам, удалось выяснить примерное месторасположение наших предков, которые положили начало крупнейшей языковой группе. Правда, учёные до сих пор не пришли к согласию и выдвигают несколько версий:
- Малая Азия (восточная или западная часть);
- Балканский полуостров;
- восточноевропейские степи.
Ещё одно интересное мнение – изначально индоевропейцы осели там, где впервые одомашнили лошадь. В пользу этой версии говорит то, что во всех языках группы есть общее слово-предок для обозначения этого животного. В то время как древние народы Малой Азии заимствовали его у индоевропейцев.
В Южном Поднепровье лошадь была одомашнена более 4000 лет назад и, вполне вероятно, помогла нашим предкам расселиться на огромные территории, которые сейчас занимает индоевропейская языковая семья.
Синий и розовый – индоевропейские ареалы. Красный – предполагаемая область зарождения праязыка
Ни одной памятки на индоевропейском праязыке не осталось. Но благодаря современным методам сравнительного языкознания удалось выяснить характерные для него звуки, окончания и суффиксы слов и даже некоторые правила построения предложений.
Изучая литературу более поздних времен, когда языки и народы уже дифференцировались, учёные выявили общие черты в их мифологии и примерно определили состав древних общин. Все люди делились на жрецов, воинов и земледельцев – каждой группе покровительствовал свое божество. Например, в русских былинах с воинами связан богатырь Святогор, со жрецами – Вольга Мстиславович, а с земледельцами – Микула Селянинович.
Сейчас мы знаем, что наши предки-индоевропейцы находились в неолитической стадии развития, были язычниками, имели зачатки государств, занимались скотоводством и земледелием и строили дома (мазанки). Эти знания получены во многом благодаря сравнительному языкознанию, которое позволяет восстановить историю языка и народов-носителей.