Найти тему
NEOLD Private House

Видеть и слышать красоту: архитектура сцены театра Но

Первые представления традиционного японского театра Но устраивались либо на сценах, предназначенных для ритуальных синтоистских танцев кагура, либо на утоптанных земляных площадках квадратной формы. Та сцена, которую мы знаем сегодня, была выработана к середине периода Эдо (1603—1868).

Сцена театра Но и все ее элементы традиционно изготавливаются из японского кипариса. Основная часть сцены — квадратная. Слева к ней под углом подходит помост хасигакари («мост-приставка»), по которому актеры выходят на сцену. Под полом сцены и помоста устанавливаются полые кувшины, служащие резонаторами и позволяющие зрителям слышать даже незначительные звуки. За основной сценой находится задняя сцена, на их границе сидят музыканты. В левом углу задней сцены во время представления сидят актеры-помощники.

Сцена для театра Но в Neold Private House
Сцена для театра Но в Neold Private House

Над сценой и помостом возвышается опирающаяся на столбы изогнутая крыша, схожая с крышами синтоистских храмов. Крыша — это символ святости пространства, расположенного под ней. Каждый столб играет определенную роль. Так, около левого заднего столба останавливается актер при выходе на сцену с хасигакари. Левый передний столб служит ориентиром: поскольку глазные щели в масках очень малы, исполнитель видит лишь небольшое пространство пола перед собой. К правому переднему столбу отходит второстепенный персонаж по окончании своих функций в представлении. Возле правого заднего столба располагается музыкант, играющий на флейте.

Представление театра Но в Neold Private House
Представление театра Но в Neold Private House

Со сцены к зрителям ведет небольшая лестница. В настоящее время она имеет скорее декоративное значение, но в прошлом использовалась зрителями для преподношения актерам подарков.

Сцена открыта с трех сторон. На задней стене сцены, которая называется кагами-ита («зеркальная плита»), изображается сосна. Это единственная декорация в театре Но. По преданию, в святилище Касуга первые представления Но устраивались под сосной.

Есть два выхода на сцену. Один выход предназначен для актёров и музыкантов, располагается в конце помоста, слева от зрителей, и отделен пятицветным занавесом. Другой выход представляет собой низкую раздвижную дверь, вырезанную в стене справа, на которой нарисованы стебли молодого бамбука. Через эту дверь на сцене появляются хористы и актеры, которым по ходу действия необходимо быстро и незаметно исчезнуть.

Сцена для театра Но в Neold Private House
Сцена для театра Но в Neold Private House

Представления театра Но проводятся при мягком электрическом освещении. Известный японский писатель Танидзаки Дзюнъитиро писал: «Если бы в драмах Но применялось современное освещение, каким пользуется театр кабуки, то резкие лучи света уничтожили бы этот эстетический эффект [речь о гармонии красок — прим. автора]. Подчиняясь естественному требованию, сцена для Но поэтому остается, как и в старину, слабо освещенной» (Танидзаки Дзюнъитиро «Похвала тени»). Также могут проводиться такиги-но — ночные представления Но при свете костров.

Такиги-но — ночные представления Но при свете костров
Такиги-но — ночные представления Но при свете костров

В NEOLD Private House воссоздана традиционная сцена театра Но. Между домом и сценой расположен небольшой пруд, символизирующий границу между двумя мирами — реальным, где находятся зрители, и потусторонним, там, где сцена. Недаром конструкция сцены театра Но напоминает синтоистские храмы.

Сцена для театра Но в Neold Private House
Сцена для театра Но в Neold Private House

А Вы хотели бы увидеть представления театра Но?