Новый вид продукта появился на маркетплейсах. Российские автомобилисты теперь могут через эти площадки приобрести полисы ОСАГО. Бегать при этом никуда не нужно, как и долго и тщательно искать самые выгодные предложения. Упрощение оформления ОСАГО во многом ускорила пандемия коронавируса, когда жизнь людей вынужденно сконцентрировалась в виртуальной реальности. Однако, по мнению экспертов, это не так уж и плохо. О плюсах и минусах покупки ОСАГО на маркетплейсах, в интервью «ФедералПресс» рассказал руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов.
Андрей, как вы относитесь к вступлению в силу новых правил покупки полисов ОСАГО через маркетплейсы?
Возможность приобретать полисы ОСАГО через маркетплейсы – отличная новость для российских водителей. Теперь они могут сэкономить время и деньги, ведь подобные финансовые онлайн-платформы объединяют предложения множества различных страховщиков. Сегодня уровень пользования интернетом в России достаточно высок, так что для большинства страхователей это будет полезным нововведением.
Насколько выгодно это будет для водителей?
В первую очередь такие площадки будут удобны именно для автолюбителей. Учитывая заявление Центрального банка о том, что стоимость финансовых продуктов, продаваемых через маркетплейсы не будет отличаться от цены в других каналах, выгода для водителей очевидна: они смогут на агрегаторах найти выгодные предложения компаний, которые в ином случае могли вообще не попасться им на глаза, сравнить их с предложениями других страховщиков и сделать максимально информированный выбор. То есть у клиентов наконец появилась возможность, не бегая по офисам разных страховых, изучить и сравнить предложения, а уже после выбрать продукты, которые будут удовлетворять всем их требованиям.
Кроме того, необходимость конкурировать на площадке маркетплейса вынудит страховщиков активно работать над улучшением своих продуктов, в том числе и в части ценообразования, что также пойдет страхователям на пользу, особенно учитывая индивидуализацию ОСАГО.
Чем это будет выгодно для страховщиков и рынка страхования в целом?
Страховщиков всегда заботил вопрос привлечения клиентского трафика. Приходилось искать посредника, умеющего привлекать клиентов, и уже после строить отношения с ними. В этом смысле появление маркетплейсов – отличная возможность для страховщиков сосредоточиться на совершенствовании своего продуктового предложения и улучшении сервиса, отдав функцию продаж маркетплейсу. То есть страховщик окончательно превращается в производителя, который через розничную сеть (маркетплейс) продает свои продукты конечным потребителям.
Также, по идее, маркетплейсы могут помочь небольшим страховщикам удержаться на плаву и даже нарастить продажи, поскольку единая площадка будет нивелировать возможности отдельных компаний по привлечению трафика на собственные ресурсы.
Усилится ли еще больше конкуренция за безаварийных страхователей среди страховщиков?
Эта конкуренция уже сейчас велика благодаря индивидуализации тарифов ОСАГО. Она особенно заметна при пользовании клиентами сайтов-агрегаторов и даже в агентском канале, поскольку большинство агентов предлагают водителям продукты более чем одной страховой компании. Если маркетплейсам удастся привлечь достаточный трафик и получить существенную долю среди других каналов продаж, то у страховщиков возникнет еще более сильная мотивация подстраивать свое ценовое предложение под требования клиентов и еще активнее пользоваться возможностями, открывшимися за счет индивидуализации тарифов, в их интересах.
Это приведет ко все большему усилению конкуренции и принесет пользу страхователям. Сама индивидуализация тарифов создает у страхователей спрос на удобные инструменты сравнения предложений различных страховщиков, выбора и покупки того из них, которое в наибольшей степени соответствует интересам клиента. Причем это необязательно будет самое дешевое предложение. В этом смысле индивидуализация тарифов – хороший стимул для привлечения клиентов на сайты-агрегаторы и маркетплейсы.
Насколько безопасно покупать ОСАГО в маркетплейсах?
От обычного сайта-агрегатора маркетплейс отличается большей защищенностью сделок, что является дополнительным преимуществом для рядового страхователя. Уровень опасности в целом будет зависеть от технической реализации маркетплейсов. При соблюдении требований к кибер-безопасности, это не более опасно, чем любой из существующих цифровых каналов. Также важно повышение финансовой и юридической грамотности граждан по инициативе страховщиков, чтоб люди не велись на уловки мошенников.
Подчеркну, маркетплейсы – еще один эффективный канал продаж страховых продуктов, который станет для страховщиков благом. Для страхователей это также выгодно и удобно. Так что, перефразируя известную киноцитату, «рынок готов, давно готов».