Большая часть великих людей была создана женщинами. Бальзак
Мужчину делает женщина, которая рядом. Красавиц немало, но только великие мужчины заслуживают жену – соратницу и любовницу, ангела-хранителя в одном лице. Повезло Петру I, Наполеону. «Подфартило» и Карлу Великому (франкский король с 768, с 800 император). Таким ангелом для него стала Хильдегарда (Гильдегарда) из Винцгау – дочь графа Герольда I из Винцгау из рода Удальрихингов и Эммы Алеманнской, которая была дочерью знатного аллемана Хнаби. Всего у Карла было пять законных жен и четыре официальные любовницы (неофициальных подсчитать невозможно). В общем, король был знатным бабником, брутальным красавцем, мачо средневековья, но вот с Хильдегардой все получилось серьезно.
В 771 г. Хильдегарда в возрасте 13 лет стала женой Карла Великого, который перед этим развёлся с предыдущей женой — Дезитератой . И с этого момента – она его муза, помощница, друг, любовница. Хильдегарда часто сопровождала мужа в его походах. Третий брак полностью преобразил Карла (некоторые историки считают, что Хильдегарда была второй женой Карла Великого).
Прошло немного времени после свадьбы, и он отправился в свой первый поход на саксонцев.Король не мог расстаться с молодой женой, она все время была рядом с ним, спала в повозках, шагала по грязи, переходила реки по понтонным мостам. Несмотря на свою юность, хрупкость, она полностью разделила походную тяжелую жизнь своего мужа, доставляя ему нежность и любовь. Ну чем не Марта Скавронская - Екатерина I? Достаточно вспомнить, как она спасла Петра в Прутском походе? В этом походе будущая первая императрица российская была на 7 месяце беременности, но сопровождала Петра, помогая ему во всем.
К молодой королеве Хильдегарде вся армия относилась с восхищением и почтением. Ни одна из жен Карла не занимала такого места в сердце короля и его армии. Солдаты старались угодить красавице, порадовать ее разными приятными мелочами – построили переносной алтарь для молитв, переносили ее повозку через болотистые заросли можжевельника, соревнуясь, кто понесет столь драгоценный дар. Все радовались за короля и немного завидовали ему. Для трубадуров образ королевы стал на многие века объектом вдохновения.
В 773-774 гг. она участвовала в походе на лангобардов. Во время этой поездки — во время осады Павии — родилась дочь Аделаида (Адель). Хильдегарда покровительствовала различным монастырям, в особенности — Райхенау и аббатству Кемптен; согласно легенде она считается основательницей последнего. Этому аббатству она передала в дар мощи святых Гордиана и Эпимаха.
В течение многих лет она проводила жизнь в разъездах по далеким от совершенства дорогам. В 777 г., когда франкская армия стояла лагерем у дороги на Ронсеваль, Хильдегарда сообщила Карлу важную новость: она ожидала наследника. Эта весть его восхитила, и в тот же вечер он пригласил всех друзей на большой пир. Там были Эгинхард, главный амерарий, пфальцграф Ансельм и Роланд, маркграф Бретани и многие другие. Праздник удался на славу.
Б. Оро писал о ней: «Умилительная простота Хильдегарды и ее доброжелательность смягчили этот резкий, вспыльчивый характер, благодаря которому из него получился бы хороший солдат».
Она не только стала любимой женой великого короля, но и матерью будущих королей. Хильдегарда подарила мужу девятерых детей: четырех сыновей — Карла, Пипина, Людовика, Лотара и пятерых дочерей — Аделаиду, Ротруду, Берту, Жизель, Хильдегарду. Когда на одиннадцатом году своего замужества она умерла, не выдержав тягот походной жизни, которую пришлось ей вести ради Карла, все королевство оплакивало ее. А историки, желая показать, как сильно переживал утрату Карл, писали, «он отправился на войну только после похорон», это по тем временам считалось большой деликатностью. Сохранился украшенный миниатюрами молитвенник Хильдегарды, подаренный ей незадолго до смерти монахом Годескальком.
Хильдегарда умерла 30 апреля 783 г. после рождения дочери, которая умерла вскоре после неё. Похоронили Хильдегарду в церкви Святого Арнульфа в Меце. Эпитафия на надгробном камне, написанная Павлом Диаконом, дошла до нашего времени в составе его сочинения «Деяния мецких епископов». Он превозносит красоту Гильдегарды, которая «освещена сердечным светом», а ее человеческую простоту он сравнивает с лилией среди роз. Кульминация его возвышенного стиха: «Любая похвала бледнеет перед тем, что ты была мила такому человеку!».