Найти тему
Московские истории

Останкино: "Ходили мыться по графику к родственникам, знакомым, говорили - пойду в гости к тетке, попьем чайку, ополоснусь»

Читатель и автор канала "Московские истории" Владимир Федоров вспоминает, как в послевоенные годы решался вопрос гигиены, о гостеприимных родственниках с душевыми и ванными, а главное - бани. И описывает дорогу к той, что находилась неподалеку от бывшего села Алексеевское.

Село Алексеевское. 1958 - 1960 годы. Вид с крыши школы № 279 им Твардовского. Источник pastvu.com.
Село Алексеевское. 1958 - 1960 годы. Вид с крыши школы № 279 им Твардовского. Источник pastvu.com.

В послевоенное время, когда Москва бурно разрасталась, активно заселяя свои окраины, особым образом встал вопрос о чистоте и гигиене огромного притока граждан. Если в общежитиях и на предприятиях ты мог где-то помыться в душевой, то для семейных людей это была одна из основных забот. Вшей и блох хватало во всех общественных местах. Устраивались, как могли, дома с тазиком и подогретой в ведре водой, отгораживались занавесками и раздвигающимися ширмами.
Люди ходили мыться по особому графику к знакомым или родственникам, обеспеченным ванными или душевыми, если, конечно, не возражали соседи. Так и говорили: «Пойду в гости к тетке, попьем чайку, ополоснусь». Но в основном надеялись на свой помывочный день недели, в ближайшей от дома бане.
Их было не так много. Новых бань в то время не открывали, оставались в распоряжении только те, что находились в местах старинной застройки, например, рядом с бывшим селом Алексеевским, в десятках метрах от Ярославского шоссе.

Останкино, 1958 - 1964 г. Автор Б. Е. Черток.
Останкино, 1958 - 1964 г. Автор Б. Е. Черток.

Приехать туда, я, мальчишка, мог на трамвае, идущем от конечного круга по 1-й Останкинской улице, с интересом, разглядывая в окне заросшие деревьями крепкие одноэтажные избы и удивительные дачи с мансардами, давно ушедшей деревянной дачной Москвы. Трамвай пересекал бурную речку Копытовка, приток Яузы, въезжал на боковую рельсовую дорогу почти пустого шоссе, устремленного прямо к древней границе столицы.

Ярославское шоссе, в прошлом бывшая Троицкая дорога, ведущая к Сергиевой Лавре, начиналась с огромной площади Рижского вокзала, являвшегося когда-то Крестовской заставой Камер-Коллежского вала, забытого ныне рубежа Москвы.

Рижский вокзал, 1956 - 1959 г. Личный архив KVKVK.
Рижский вокзал, 1956 - 1959 г. Личный архив KVKVK.

После въездного поворота на шоссе слева оставалась на горке далекая церковь Тихвинской Богоматери, справа надвигалось бесконечное мрачноватое здание Госзнака, с окнами, похожими на бойницы. И вдруг, на следующей остановке, трамвай оказывался среди двухэтажных каменных домов, переулков, проездов и улиц, выходящих к этому тракту - сегодняшнему Проспекту Мира.
На остановке Старо-Алексеевской нужно было сойти с трамвая и, не переходя шоссе, двинуться в сторону одноименной бани по коротенькой улочке. Она шла к заводу «Калибр», расположившемуся среди уцелевших домишек бывшей деревни Марьино. Именно, здесь, на этой остановке, ты мог почувствовать себя человеком, вырвавшимся из окраинного пригорода.

Завод "Калибр", 1931 - 1934 г. Источник http://goskatalog.ru.
Завод "Калибр", 1931 - 1934 г. Источник http://goskatalog.ru.

У оживленной остановки в россыпь стояло большое количество крошечных, неоднократно выкрашенных разными масляными красками палаток с выложенными и вывешенными галантерейными товарами. В глаза бросалось прежде всего мыло, мочалки, бесстыже выставленные женские и мужские трусы, бюстгальтеры, вафельные полотенца, развивающиеся на ветру, расчески, гребешки.
На самом углу располагалась лавка для курильщиков с папиросами и табаком и притулившаяся к ней открытая всем ветрам крошечная сапожная мастерская. Имела она возвышающийся стул для клиента, с предлагаемыми разнообразными услугами: гуталинного сервиса, набивки крошечных кожаных и резиновых заплат, металлические подковы, ниспадающие струи шнурков и ящички мелких гвоздиков. Черноволосый хозяин сапожного места сидел значительно ниже гостевого стула, почти у земли, на уровне постамента для ботинок клиента.

Послевоенная Москва глазами американского фотографа Thomas D. Mcavoy из журнала LIFE. 1947 год.
Послевоенная Москва глазами американского фотографа Thomas D. Mcavoy из журнала LIFE. 1947 год.

Тогда в простонародье чистильщиков обуви за их смуглость называли армяшками, хотя к великой Армении они имели очень дальнее отношение, являясь, видимо, когда-то их древними соседями. Называли они себя ассирийцами, что, наверное, было правдой.

Рядом в рабочем халате находилась мороженщица с крашенным белым ящиком, подбитым катающимися подшипниками и запечатанным массивной крышкой, сохраняющей дымящийся искусственный лед. Недалеко торговала бойкая продавщица, предлагая газированной воды с сиропом и без сиропа, называвшейся просто «чистой» водой, - кто чего пожелает. Ее замысловатый разливочный агрегат (сатуратор) привлекал мальчишек не только возможностью попить сладкую слегка пощипывающую язык водицу, но и удивительным устройством, наполняющим газированной водой ожидаемые своей очереди стаканы.

Обмывались они бьющими вверх струйками небольшого фонтанчика, чтобы потом граненый стакан чуть-чуть наполнился лениво текущим сиропом из вытянутой вверх колбы с нанесенными на ней мерными рисками, и - вслед за резким поворотом рукоятки – завершился бешеным напором наливаемой струи газированной воды. Кудрявая верхушка пены мгновенно достигала края стакана и останавливалась. Проделывалось это виртуозно, с одновременной выдачей медной сдачи. Страждущий, получив стакан, отступали в сторону, давая место следующим.

Особенно поражала детей и подростков в этом шумном месте выставленная напоказ рисованная самобытным, художником, единственная в округе щитовая цветная реклама фильма, идущего в местном кинотеатре «Диск». На ней, как сейчас помню, был изображен смотрящий прямо на тебя офицер в немецкой форме, похожий на артиста Кадочникова, и надпись - «Подвиг разведчика».

Именно тут начиналось для мальчишек из Останкино и Ростокино преддверие каменной Москвы с ее кинотеатрами, большим зданиями и мигающими светофорами.#владимир федоров