11.11 - это не только активно развиваемый маркетплейсами китайский день холостяка тут У НАС, но ещё и день ветеранов там У НИХ. Вообще, задумка разделить Memorial day (празднуется в мае, почитаются погибшие, связан со Второй мировой войной) и Veterans day (почитаются выжившие, изначально связан с Первой мировой) выглядит достаточно здраво, как минимум в контексте того, чтоб помнить про две мировые войны, а не только про одну. В итоге в американском прокате получаются два пика выхода фильмов "про войну": майский и ноябрьский. Свежий сериал от #netflix - "The Liberator" как раз из второй волны военных релизов. Пафос, кровь, янки, нацисты, письма на родину, вот это вот всё. По содержанию фильм не так, чтобы сильно оригинален, но вот исполнением он однозначно может привлечь многих. "Освободитель" реализован достаточно редкой техникой фотоперекладки, она же ротоскопирование. Об этом интереснейшем подходе к современной взрослой анимации и будет рассказано в этой статье.
А начиналась история ротоскопирования ещё в начале 20 века, когда перед аниматорами встала непростая задача - достичь большего реализма в движениях героев, да ещё и поставить это на какой-то поток. Остроумное решение использовать видеосъёмку для того, чтобы аниматор мог подробно воспроизвести движения живого человека, пришло в голову польскому мигранту Максу Флейшеру - отцу Betty Boop, Popey the sailor man и многих других легендарных мультов. Ниже - прекрасное видео канал Vox, где подробней описано первое применение ротоскопирования.
Далее постепенно техника ротоскопирования добралась и до фильмов, правда, в несколько неожиданном ключе. Долгое время с её помощью решались задачи, которые сейчас делаются путём композитинга: затирка троссов и прочая магия в диснеевской "Merry Poppins", работа с персонажами в "TRON" и, пусть технически менее знаковая, но такая узнаваемая работа по добавлению лазеров и световых мечей в одной далёкой-далёкой галактике.
Самое интересное началось в тот момент, когда графика стала компьютерной и, что важно, доступной для очень широкого сегмента фильмов. С точки зрения трудоёмкости ротоскопирование существенно проигрывает современным графическим решениям, а, стало быть, обречено на забвение. Однако, вместо этого открылось другое, давно забытое назначение - реализация творческого видения режиссёра. Именно это и послужило причиной для выбора ротоскопинга Ричардом Линклейтером в фестивальном хите 2001 года "Waking Life". Для каждой сюжетной ветки была подобрана своя стилистика, колеблющаяся от достаточно реалистической до сурового такого минимализма, что в целом давало очень разнообразное, но цельное полотно. Анимация рисовалась поверх отснятого материала с живыми актёрами и накладывалась на полностью нарисованный 2D фоны, что в ряде планов приводило к странному ощущению от движения камеры, но всё равно было очень смелым техническим экспериментом.
Проделать то же самое спустя несколько лет Линклейтер попробовал уже с жанровым триллером "A Scanner Darkly", которому кроме смелого графического подхода и книжного первоисточника от Филиппа Дика, достался ещё и достаточно приятный актёрский состав - Киану Ривз, Вайнона Райдер, Вудди Харьльсон и Роберт Дауни Младший. Критики фильм приняли достаточно тепло. Но даже с такими вводными фильм умудрился не отбить достаточно скромный производственный бюджет - видимо, за пределами фестивалей старую-новую технологию не были готовы встречать. А ведь относительно "Waking Life" был проделан немалый технологический скачок - часть анимации стала процедурной (то есть всё делалось не только руками аниматора, но и специальными алгоритмами), благодаря чему, в частности, удалось сделать очень крутые волосы у героев (эту проблему в "Пробуждении..." решали всё же творческим подходом и условностью визуализации), а ряд фонов уже стал или 3D, или перерисованным съёмочным, благодаря чему локация не «разваливалась» при движении камеры по глубине.
Коммерческая неудача "A Scanner Darkly" надолго отпугнула режиссёров и продюсеров от смелого подхода, пока за дело не взялись стриминговые сервисы с неплохим запасом денег и готовностью бодаться за нишевую аудиторию. Так появился замечательный "I Lost my body". Здесь подобная анимация решала ту же задачу, что и увлечения 3D анимацией у Земекиса в “Polar express” или “Beowulf”, - демонстрацию самых невероятных ракурсов с позиции не человека, но оторванной от тела кисти-героя, путешествующей по странному миру в паре сантиметров от земли. Представить такую свободу движения камеры при классическом подходе к съёмке, да с разумным бюджетом, конечно, невозможно.
Но вишенка на торте в вопросе фотоперекладки для меня персонально - "Undone" от #amazon, второй сезон которого, вроде, подтвердили, но вот уже год с премьеры прошёл, а ни даты, ни подробностей продолжения истории не завезли. Альма (в исполнении Розы Салазар, той самой, которая всё так же за графикой пряталась в "Alita battle angel" у Родригеса) чудом выживает в автокатастрофе, но вместе с тем начинает терять и связь с реальностью (или, напротив, обретать её на полную катушку). Перемещаясь в пространстве и времени, она периодически встречает давно погибшего отца (Боб Оденкирк), чтобы понять, что же произошло одной давней роковой ночью. Ротоскопирование здесь, возможно, единственный способ поддержать тональность сюрреалистичной истории, которая то ли сон, то ли трип, то ли сверхспособность. И дело совсем не в динамически меняющихся героях и местах действия – сами “дышащие” линии персонажей работают на атмосферу ничуть не хуже. Отдельная магия - работа с объёмом. Если в "A Scanner darkly" работа с освещением достигалась процедурно движением достаточно аморфных, но с жёсткими краями пятен, то в "Undone" тени - целое произведение искусства, посмотрите в making of ниже. Хороша и работа с локациями – 2D текстуры накидывались на 3D локации, что с одной стороны даёт корректную геометрию каждой сцене, с другой – оставляет стилистику картины целостной.
В своё время с изобретение фотоаппартов казалось, что работу художника ждёт забвение, тем не менее, творческое переосмысление реальности экспрессионистами, создало условия для развития изобразительного искусства на годы вперёд. Ротоскопирование - очень интересный и самобытный подход, делает нечто подобное. Да, на текущий момент, фильмы и сериалы с его использованием всё же ближе к фестивалям, чем к массовому зрителю, но очевидно имеется и потенциал для дальнейшего развития такого подхода. Тем интереснее, как сложится судьба достаточно банального сценарно "The Liberator". Может, сезонный фильм про войну и обратит внимание массового зрителя на эту невероятную красоту.