85 лет назад московское метро приняло первых пассажиров. По тоннелям помчались вагоны — тогда ещё желто-коричневые. В 1935 году их насчитывалось всего несколько десятков, сегодня — почти 6 тысяч.
А и Б стояли на путях первыми. Первые вагоны «А», моторный и прицепной, сконструировали на машиностроительном заводе в Мытищах, а оборудование к ним — на московском заводе «Динамо». Конструкторы ориентировались на зарубежные образцы и стремились превзойти их.
Первый «А» изготовили 13 октября 1934 г. и уже через два дня поставили на рельсы — испытывать. Одним из первых в путешествие по тоннелю отправился Иосиф Сталин. Так как метростроевцы и вагоностроители работали в спешке (партия хотела открыть метро к очередной годовщине Октябрьской революции!), то что-то недосмотрели в тормозной системе, и поезд примерно на полчаса застрял между станциями вместе с недовольным вождём. После этого рабочих перестали торопить.
Вагоны типа «Б» (их произвели 162 шт. в 1937-1939 гг.) стали немного усовершенствованным последователем вагонов «А». Их уже окрашивали в голубой цвет, который вскоре «прижился» в метро.
Во время жестоких бомбардировок Москвы немецкими самолётами в 1941–1942 гг. вагоны «А» и «Б» стали местом ночлега для москвичей, которые спускались под землю, чтобы укрыться от налётов. Большинство оставалось на платформах, где устраивалось подобие кроватей, а дети, больные и старики спали в вагонах.
Вагонов типа «A» «Динамо» и Мытищинский машиностроительный завод произвели в 1934–1937 гг. всего 111 штук — 55 моторных и 56 прицепных. Они двигались в среднем со скоростью 35 км/ч (максимальная скорость — 65 км/ч).
Составы формировались по 4-6 вагонов, так как они могли функционировать только секциями — моторный плюс прицепной. Каждый «А» был снабжён 8 двухстворчатыми дверями, которые открывались автоматически благодаря пневматическому механизму. В вагонах имелось по 44 места для сидения и 110 мест для стояния, но фактически они вмещали до двухсот пассажиров.
После войны вагоны «А» перекрасили в серо-зеленый (верх вагонов) и тёмно-синий (нижняя часть). Они верно служили метро до 1975 г.
Три вагона типа «А» (под номерами 1, 21 и 1031) были отреставрированы несколько лет назад. Теперь этот состав — экспонат музея метро. Однако экспонат не стоит без дела — старые «А» возят по метро экскурсии.
В период Великой Отечественной войны Метрострой не останавливал работу ни на минуту. С 1943 по 1944 гг. открылось семь новых станций. Однако новые вагоны не строили, и когда после победного мая 1945 года резко возрос пассажиропоток в метро, стал ощущаться их дефицит. Мытищинский машиностроительный завод не мог сразу приступить к производству.
Так в метро попали трофеи — вагоны «В», «военные». С 1947 по 1964 гг. по путям под Москвой ходило 120 переименованных берлинских вагонов 1920-30 х гг.: С-1 и С-2 (они отличались формой кузова). Их модернизировали в вагоноремонтных мастерских метрополитена в электродепо «Сокол»: полностью автоматизировали двери, изменили ширину колеи колёсных пар, а также отделали по-московски (кожаные сидения и линкруст на стенах) и пустили в дело. Постепенно «В» выходили из строя, запчастей для них не было, и их заменяли новыми советскими вагонами.
Голубой, темно-синий и серо–зеленый, стали привычными цветами подземных поездов с 1947 г., когда возобновилось производство вагонов серии «Г» (1940; 1947-1955). Они проектировались для движения по второй очереди Московского метрополитена а именно для Горьковского радиуса, в связи с чем и получили обозначение «Г». «Г» возили москвичей до 1983 г.
Однако конструкторы и не думали отдыхать. Сразу после запуска серийного производства «Г» началась разработка вагонов пятого поколения. Инженеры применили новые технологии, кое-что позаимствовали у немецких «В», например, автосцепку Шарфенберга.
Для новинок, производство которых началось в 1955 году, придумали обозначение «Д». Так случайным образом и получился фрагмент алфавита. Теперь в метро работали вагоны под буквами от А до Д.
Эксплуатировались «Д» до 1995 года. Затем появились «Е» (1959–1969) и не покидали подземку до 2008-го.
Инженеры всё время находили способ сделать метро лучше. Каждый новый тип вагонов чем-то превосходил предшественников. К примеру, «Д» на несколько тонн легче «Г», а «Е» разгонялись уже до 90 км/ч и вмещали по 40 сидячих и 220 стоячих мест! К тому же, в «Е» впервые расширили дверные проёмы. Совершенствовались внутренняя отделка и оснащение — диваны, свет, вентиляция, тормоза, радиооборудование. Пассажирам тогда, должно быть, казалось, что лучше сделать нельзя — едва ли кто-то мог представить, что в XXI в. в метро появятся телевизоры.
Ем, Еж, Еж3 и другие вагоны — все это модификации типа «Е». В основном они отличались электрооборудованием и вместимостью. Различные «Е» и «Ежи» стали одним из самых массовых типов вагонов московского метро (их построили более тысячи). Последние из них навсегда ушли в депо только в 2020 году.
Так называемые «номерные» вагоны, прервавшие «алфавитную» традицию наименования, стали надолго самыми многочисленными под землёй. Сделанные в Москве и Ленинграде (а затем Петербурге) 81-717, 81-714 и их вариации конструктивно напоминают Ем и Еж, но имеют несколько иную конструкцию промежуточных вагонов (их лишили кабин машинистов, чем обеспечили большую вместимость).
«Номерные» впервые заработали в 1978 г., а уже в 1990-е годы они полностью доминировали в подземке. Всего их произвели более 3,3 тыс., да и сегодня этих вагонов в подвижном составе московского метрополитена насчитывается великое множество — а если точнее, 2 274. «Номерные» легко узнать по характерным фонарям, горизонтальным белым полосам на боку и крестообразному рисунку на дверях.
В начале XXI века у перронов московских станций метро стали появляться футуристичные поезда типов «Яуза», «Русич», «Ока» и «Москва». Если «Яуза» (с 1998 г.) вышли из эксплуатации в 2019 г., то остальные ещё переживают расцвет.
Современные вагоны отличаются плавным и тихим ходом, разнообразной расцветкой, эргономичными сидениями, продвинутыми системами автоматизированного управления и вентиляции, усовершенствованными тормозами и аварийными выходами. В «Русичах» появилось отопление и кондиционеры, в «Оке» — оборудованные места для инвалидов и сквозной проход между вагонами. «Москва» же вобрала в себя всё лучшее, что придумали российские и иностранные инженеры за 85 лет. Всё нацелено на комфорт пассажира. В поездах нового поколения можно даже зарядить смартфон или другие устройства с USB-портом, а если все-таки жизненно важная техника разрядилась и нужно выбрать путь к станции назначения, с этим помогут сенсорные экраны в вагонах. О кондиционерах, отоплении и накопительных площадках и говорить не стоит — это уже стало стандартным «наполнением».
Изюминка современного московского метро — 5 вагонов «Акварели» (именной состав типа «Русич»). Красочный поезд-галерея курсирует по Арбатско-Покровской линии.
В метро уже начали поступать поезда новой серии «Москва-2020» с модернизированным дизайном и пультом управления, широкими дверями, обновленными поручнями, подсветкой и сидениями. 6 октября первый поезд «Москва-2020» перевез пассажиров по Кольцевой линии. В планах: запустить составы той же модели на Калужско-Рижской и Большой Кольцевой линиях.